Чтобы выжить, надо стать компактнее,

считает генеральный директор ОАО «Минский приборостроительный завод» Николай РОГОЖНИК. -- Почти в два раза...История этого завода -- яркий пример индустриального развития Белоруссии. Она началась в 1907 году с создания небольшой лесопилки. Основа нынешнего профиля была заложена в 1939 году, когда решением директивных органов здесь организовали радиозавод, положивший начало отечественному приборостроению. С помощью специалистов из братских республик СССР новое производство удалось создать в кратчайшие сроки. Уже в 1940 году была выпущена первая партия радиоприемников «КИМ», затем -- приемников «Пионер» и «Маршал».

В период войны многие заводские корпуса были разрушены, оборудование вывезено или уничтожено фашистами. Казалось, понадобятся многие годы, чтобы вдохнуть в предприятие жизнь. Однако благодаря самоотверженному труду работников и строителей его сумели быстро восстановить, и к концу 1946 года начался выпуск радиоприемников «Пионер» и «Партизан».
Одновременно с восстановительными работами в полуразрушенных помещениях производилась продукция, в которой остро нуждалось население: горелки к керосиновым лампам, запасные части к сельскохозяйственным машинам, чуть позже --репродукторы.
В пятидесятые годы на предприятии прошло техническое перевооружение, давшее  возможность значительно расширить ассортимент и повысить качество продукции. Началось серийное производство радиоприемников «Беларусь-53», радиол «Минск-55» и радиолы международного класса «Дружба», получившей высшую оценку в 1957 году  на Всесоюзной промышленной выставке. Завод же был награжден дипломом «За особые достижения в области освоения новой техники».
В последующие годы из цехов завода вышли десятки новых приборов радиоизмерительной аппаратуры, успешно осваивалось производство приборов дозиметрического и радиационного контроля для нужд народного хозяйства и оборонного комплекса СССР, телевизоров «Неман» и «Зорька». В 70--80-х годах завод считался ведущим в СССР по выпуску радиоизмерительной аппаратуры и приборов дозиметрического и радиационного контроля.
Коллектив предприятия внес достойный вклад в повышение обороноспособности СССР, участвуя в создании систем управления для ракетных войск стратегического назначения. В 1972 году на его базе было создано Минское производственное объединение им. В. И. Ленина, в состав которого вошли завод «Калибр», научно-исследовательский приборостроительный институт (МНИПИ) и другие филиалы. Разрабатываемая и выпускаемая объединением продукция завоевала добрую славу не только в стране, но и далеко за ее пределами. Ряд изделий получил престижные дипломы и медали международных выставок и ярмарок, награды ВДНХ СССР.
В 1997 году на пике конверсионных процессов объединение реорганизуется в открытое акционерное общество «Минский приборостроительный завод». В это трудное время оборонный заказ, занимавший более 90 процентов в объеме производства, сократился в 50 (!) раз, нарушились складывавшиеся годами связи с поставщиками комплектующих и потребителями продукции. Широко известное за пределами страны предприятие с его двенадцатитысячным коллективом, хорошо оснащенными производственными площадями, уникальным технологическим и испытательным оборудованием оказалось невостребованным.
Для его сохранения понадобились реструктуризация и перепрофилирование производства на выпуск товаров народного потребления: миксеров, электромясорубок, электроинструмента. Кроме того, было решено начать освоение медицинской техники, всеволновых телевизионных тюнеров и других изделий, многие из которых сейчас пользуются повышенным спросом.
Торговая марка «БЕЛВАР» стала узнаваемым и конкурентоспособным брэндом не только в Беларуси, но и в СНГ. Пережив глубочайшую конверсию, предприятие сумело сохранить ведущее положение в Республике Беларусь по выпуску радиоизмерительной техники и стало одним из лидеров по производству кухонной техники.
Сегодня товары народного потребления в объеме производства занимают доминирующее положение. Выпускаемая бытовая техника уверенно заняла свою нишу на рынке Беларуси и СНГ. ОАО «Минский приборостроительный завод» предлагает населению все большее разнообразие моделей кухонных комбайнов, а также такие необходимые в домашнем хозяйстве изделия, как электрошинковки, электромиксеры, тепловентиляторы, электроутюги, электрощипцы, электрические зажигалки, электропилы и многое другое.
Помимо товаров народного потребления здесь выпускают также высокоточные измерительные приборы: осциллографы, вольтметры, электрометры, токоизмерительные клещи, дозиметры, калибраторы, усилители напряжения, частотомеры, шумомеры, блоки питания, генераторы. К этому перечню следует добавить медицинскую технику -- глюкометры, радиометры, аппараты магнитной терапии. С 1996 года освоен выпуск государственных наград -- медали «За безупречную службу», ордена Матери, почетных знаков Республики Беларусь, ведется подготовка производства наград для Министерства обороны.
В условиях жесточайшей конкуренции коллектив сделал ставку на повышение качества, надежности, долговечности и улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции. Была разработана система обеспечения качества, которую в 1997 году сертифицировали на соответствие международным стандартам ИСО 9001. В 2003 году Министерство промышленности Республики Беларусь наградило предприятие Дипломом лауреата за создание высокоэффективных методов управления производством в соответствии с международными стандартами ИСО 9000. В этом же году электромиксер МР-4 и «Вихрь-Люкс» стал лауреатом конкурса «Лучшие изделия Республики Беларусь», а электромясорубка «Помощница КЭМ-36/22», тепловентилятор ТВ-2,0/1,6, осциллограф С8-37 и вольтметр В7-73 -- лучшими товарами на рынках Российской Федерации.
Казалось, предприятие органично вписалось в новые рыночные условия. Тем не менее по ряду объективных и субъективных причин оно стало получать убытки и оказалось на грани банкротства… Долги в бюджет и внебюджетные фонды превысили 20 миллиардов рублей. В результате резкого падения объемов производства появились неэффективно используемые технологические площади и оборудование, стала очевидной излишняя численность персонала, содержание которых тяжелым бременем легло на предприятие.
С июня 2006 года его возглавил Николай РОГОЖНИК. После прихода Николая Николаевича началась интенсивная работа по совершенствованию структуры управления производством, наращиванию объемов за счет освоения изделий производственно-технического назначения, упорядочению численности персонала. Проведенные организационно-технические и экономические мероприятия позволили наладить стабильную работу предприятия, рассчитаться с текущими долгами перед государством.
Теперь коллектив в творческом поиске. Как он намерен развиваться дальше, что интересного появится скоро в магазинах под торговой маркой «БЕЛВАР»? Об этом рассказывает генеральный директор ОАО «Минский приборостроительный завод» Николай РОГОЖНИК.
Курс на инновационный путь развития
Почему наше предприятие оказалось в кризисе и в настоящее время испытывает значительные финансовые трудности? По объективным и субъективным причинам. Одна из них -- образование в результате конверсии неэффективно используемых технологических площадей и территорий. То, что раньше было благом, превратилось в проблему. Площадь завода составляет 11,9 гектара, из которых используются только 58 процентов. Остальные 42 процента территории, не участвующие в технологическом процессе, лишь охраняются, освещаются, отапливаются и обслуживаются, на что расходуются огромные средства. Учитывая значительное подорожание поставляемых из России энергоносителей, а также необходимость замены технологического оборудования, износ которого превышает 86 процентов, дальнейшее содержание этих площадей является непозволительной роскошью.
В программе развития ОАО «Минский приборостроительный завод» на 2007--2010 годы предусмотрено выделение неэффективно используемых зданий и сооружений в отдельный инвестиционный сегмент, для которого мы ищем инвестора. Вероятнее всего, будет принят компромиссный вариант решения проблемы: не только сдача в аренду и отчуждение лишних площадей, но и заключение с инвесторами договоров о совместной деятельности и собственности. Это -- наиболее рациональный путь использования имущества предприятия. По предварительным оценкам, грамотное распоряжение данным инвестиционным сектором в центре Минска позволит выручить сумму, достаточную для технического перевооружения производства, и минимум на 20 процентов сократить энергозатраты.
Полученные средства будут потрачены на совершенствование инфраструктуры предприятия, приобретение современного оборудования, создание нормальных социально-бытовых условий и усиление охраны труда работников завода, но прежде всего -- для утепления производственных корпусов. Тем более что 87 процентов занятых на производстве рабочих -- это женщины, замечательные наши труженицы.
Если срочно не предпринять радикальные меры, то завтра может быть поздно!
Хочу подчеркнуть, что реструктуризация и уплотнение -- не значит сокращение. Наоборот, по мере наращивания объемов производства мы планируем  увеличивать численность работников, правда, сегодня нам нужны только рабочие профессии -- станочники, слесари механосборочных работ, литейщики и наладчики станков с ЧПУ, а также специалисты узкого профиля (технологи и конструкторы). Управленцев на предприятии достаточно.
Подобную реструктуризацию прошли многие предприятия на Западе, к примеру «Филипс». Только у них это называлось созданием бережливых производств. Считаю несправедливыми упреки в адрес разработанного бизнес-плана, что, дескать, руководство распродает завод. Не распродает, а ищет инновационный путь дальнейшего развития, чтобы выжить и сделать производство эффективным и рентабельным. Кому, скажите, нужно убыточное предприятие, которое само себя не может содержать? Да, в последнее десятилетие многие из предприятий имели возможность с помощью выделяемых государством средств поправлять свои дела, но это время кончилось, и теперь приходится рассчитывать только на себя.
Минский приборостроительный завод, как первенец радиопромышленности республики, всегда был и будет ее гордостью. У нас и сегодня прекрасный коллектив с высоким потенциалом, он способен преодолеть временные трудности. Мы гордимся тем, что заводская система качества сертифицирована на соответствие международным стандартам ИСО, а наши конструкторы  используют лучшие в мире системы проектирования на базе современных компьютеров. Это позволило значительно ускорить запуск в производство новых видов продукции и возродить былую славу предприятия.
БЕЛВАР и зарубежный рынок
Произвести продукцию -- это полдела. Для нормального функционирования предприятия необходимо еще ее продать с хорошей прибылью. Поэтому первоочередное внимание мы уделяем поиску новых рынков сбыта.
Если еще десятилетие назад ранее наша продукция в основном продавалась в Беларуси, то сегодня за рубежом реализуется 90 процентов производимых нами товаров народного потребления (Казахстан, Литва, Молдова, Азербайджан, Таджикистан). Однако основные торговые партнеры Минского приборостроительного завода находятся в России. Особенно расширилась география продаж в этом году: заводские маркетологи нашли там многие десятки новых оптовых потребителей. По итогам 2007 года объем реализации потребительских товаров под торговой маркой «БЕЛВАР» составил 170 миллионов российских рублей (в эквиваленте) против 2,9 миллиона в 1999 году! Очень обнадеживает то, что мы начали работать с Украиной.
Удерживать завоеванные рынки сбыта и находить все новые можно только при условии создания разветвленной системы гарантийного и послегарантийного обслуживания. На сегодняшний день Минский приборостроительный завод заключил соответствующие договора с 20 сервисными центрами в Беларуси и более чем с 80 в странах СНГ. Прорабатывается вопрос создания собственной торговой сети и в Беларуси, и в Российской Федерации.
В связи с тем, что необходимо обеспечить ценовую конкурентоспособность своей продукции, постоянно приходится заниматься поисками резервов снижения ее себестоимости. Поскольку сейчас электроэнергия в России в два раза дешевле, то мы занялись поисками партнеров в РФ, чтобы перенести туда производство самых энергоемких деталей, например алюминиевого литья для бытовой техники. Просчитывается и возможность применения в наших изделиях более дешевых китайских комплектующих.
От первой радиолы -- до первой мясорубки и блендера
Когда говорят о продукции Минского приборостроительного завода, то часто употребляют слово «первый». Действительно, наш коллектив начал производить первый в Беларуси радиоприемник, первую радиолу, первый телевизор, первую электрическую мясорубку, первый кухонный комбайн, первый миксер.
Было время, когда из-за спада потребительского спроса мы перестали делать электромиксер «Вихрь». Но, изучив отечественный и зарубежный рынок, увидели, что на Западе миксеры-блэндеры-соковыжималки покупает каждая семья -- для получения из овощей и фруктов одного-двух стаканов сока. Быстро и удобно. Поэтому мы снова намерены восстановить производство миксера, совместив его при этом с соковыжималкой повышенной производительности. Рассматривается также возможность организации совместного производства с российским предприятием электросушителя для овощей и фруктов в домашних условиях и электроутюгов с отпаривателем.
Фактически сегодня на Минском приборостроительном заводе рождается новое поколение бытовой техники!
Интересным можно назвать и еще одно наше направление работы -- производство первого в Беларуси регистратора контроля утечки тока. «Черный ящик» для троллейбуса -- так его иногда называют в прессе -- представляет собой блок записи и хранения данных о значениях токов утечки в режиме реального времени. Этот прибор предупреждает об опасной утечке тока и предотвращает случаи поражения им пассажиров.
Вообще мы хотим восстановить многое из того, что ранее выпускал завод, но привнести в эти модели новые идеи.
Нечестные приемы в конкурентной борьбе
О высоких потребительских свойствах производимой предприятием кухонной техники говорит тот факт, что самый яркий ее представитель -- кухонный комбайн «Помощница», ни в чем не уступающий западным аналогам, стал предметом посягательств на него со стороны недобросовестных конкурентов. Можете себе представить, что минувшей весной небольшая российская фирма запатентовала на территории России… брэнд «Помощница»… Для нейтрализации негативных последствий случившегося мы срочно запатентовали в Российской Федерации бывшую «Помощницу» под названием «Белвар». Учитывая ее многолетнюю популярность и раскрученность, а также тесные связи с потребителями, предприятию удалось восстановить объем ее продаж, и мы не понесли серьезных финансовых потерь. Зато какая это для нас теперь наука! Мы активно занялись прежде всего защитой ранее созданных нами разработок.
На брэнд «Помощница» посягают и китайцы. В прошлом году в Казахстане была обнаружена китайская копия нашей электромясорубки с нашей же документацией, размноженной на ксероксе (!). Даже детали пометили символикой «Белвар»…
Посягательства на раскрученные брэнды, а также изготовление контрафактной продукции стали теперь частым явлением. Такие случаи происходят, к сожалению,  и с торговыми марками других производителей. Недобросовестные дельцы пытаются всеми правдами и неправдами нажиться за чужой счет. Все эти вопросы имеют принципиальное значение, и решать их необходимо в масштабах государства, с привлечением высококвалифицированных специалистов в области международной торговли, поскольку для успеха в этом деле нужно хорошо знать законодательство тех стран, куда поставляется продукция.
Минский приборостроительный завод вносит предложение: чтобы выживать в условиях глобализации, белорусским предприятиям необходимо выступать на зарубежных рынках единой командой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter