Могут ли оказывать помощь пострадавшим бойцы специального отряда быстрого реагирования?

Что в аптечке у бойца?

Перестрелки, опасные задержания, в ходе которых не исключены как ножевые, так и другие ранения, — в жизни бойца СОБРа может быть всякое. Задания, которые приходится выполнять военнослужащим, как правило, связаны с риском. Но что делать, если задержание проходило в лесу, в дождь, боец ранен, а вокруг, кроме бандитов и товарищей по отряду, больше никого? Сотрудники СОБРа знают, как быть в таких ситуациях. Оказать первую помощь может каждый из них.

Бойцы СОБРа еженедельно учатся тому, как оказывать помощь в результате происшествий.

Занятия по оказанию первой медицинской помощи в различных помещениях тактико–штурмового комплекса и на открытой местности проходят еженедельно. У каждой группы на занятии есть своя тематика. Причем, как мне рассказали в СОБРе, программа корректируется каждый год. Владимир, командир группы медицинского и психологического обеспечения, отметил несколько основных моментов, на которые всегда обращают внимание военнослужащие при оказании помощи товарищам. В первую очередь оценивается состояние пострадавшего: «Его можно контролировать разными способами. Но в нашей профессиональной деятельности есть особенность — у бойца, как правило, на себе всегда много снаряжения, оборудования. Ранение в этой ситуации можно сразу и не заметить». К тому же бойцы СОБРа обязаны уметь оказывать помощь в любых условиях: в поле или на болоте, в снег или под палящим солнцем, ночью или днем. Третий момент, на который всегда обращается внимание, — люди, которые отвечают за эвакуацию пострадавшего. «Если сразу их не назначать, — говорит Владимир, — то в сложных ситуациях может возникнуть путаница, кто что делает. А ведь порой важно не только правильно оказать первую помощь, но и как можно быстрее доставить пострадавшего в учреждение здравоохранения».

Этому и многому другому учатся на занятиях. Применять на практике полученные знания случается не всем. В части считается правильно выполненной та боевая задача, в результате которой никто не пострадал. А если ЧП все же произошло, значит, где–то что–то было не совсем продумано.

А что, если во время спецоперации пострадал не боец, а гражданский? Могут ли сотрудники оказать помощь? Владимир говорит, что навыки для этого у них имеются. Но по закону осуществлять реанимационные действия собровцы не имеют права. Все–таки диплома об окончании медицинского университета у них нет. «В первую очередь мы учим, чтобы они могли оказывать помощь себе и товарищам», — Владимир добавляет, что этот вопрос сейчас широко обсуждается и, возможно, в ближайшем будущем они придут к появлению парамедиков — специалистов с медицинским образованием, которые работают в военных подразделениях и обладают навыками оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Кстати, многие бойцы прошли медицинские курсы в центре специальной подготовки, но это не позволяет им, к примеру, вводить внутримышечные инъекции обезболивающего препарата коллеге.

Ранения в ногу — один из самых распространенных видов травм, которые получают бойцы спецподразделений во всем мире. В этот момент главное не растеряться и четко выполнить все необходимые действия по спасению жизни товарища.

Тем, кто впервые приходит в отряд, требуется время, чтобы постичь азы медицинской помощи. Прежде нужно узнать, как правильно накладывать повязки при травмах и пневмотораксе, в чем особенность непрямого массажа сердца, как иммобилизировать конечности и многое другое. Все бойцы тренируются на манекене. На нем устанавливают венозный катетер, иглы для проведения внутрикостной инъекции. Такие инъекции необходимы в случае, если человек потерял сознание, произошла остановка сердца и получить доступ к вене практически невозможно. Цель — через кость пробиться к кровеносному руслу и завести сердце. «Некоторые эксперты критикуют этот способ. Но здесь стоит вопрос жизни и смерти. Если мы не можем предложить ничего другого в боевых условиях, то нужно использовать этот вариант», — размышляет Владимир. Он работал военным хирургом более десяти лет и не раз сам вытаскивал людей буквально с того света. Сегодня он обучает бойцов тому, как это делать.

Как не растеряться в ситуации, когда от твоих действий зависит жизнь человека? Владимир знает ответ: «Если нет подготовки, то человек будет бояться что–то сделать, опасаясь последствий. Наш подход в этом смысле един — тренировка, тренировка и еще раз тренировка». Именно поэтому, кроме контрольно–проверочных занятий, военнослужащим дают возможность посмотреть, как на самом деле проводят реанимационные мероприятия: например, несколько раз у них была возможность посмотреть, как работает скорая помощь.

Перед выездом на задание каждый боец обязан взять с собой индивидуальную аптечку. Там один или два кровоостанавливающих жгута и индивидуальный перевязочный пакет, разорвать который можно за считаные секунды. Среди обязательного — ножницы. Они необходимы, чтобы разрезать обмундирование. Есть резиновые перчатки. Владимир поясняет, что они нужны, чтобы защитить человека от контакта с кровью. Лежат шприц и ампула с ненаркотическим обезболивающим препаратом, который они имеют право ввести себе сами. В обязательном порядке — маркер, чтобы в случае наложения жгута написать дату его установки. Кстати, аптечка у всех бойцов всегда располагается на одном месте. Это необходимо, чтобы каждый знал, где в случае внештатной ситуации искать ее у напарника. Есть еще одно правило: оказывать помощь товарищу необходимо только материалами из его аптечки.

Однако как бы хорошо ни был укомплектован боец, главное — уровень его военно–медицинской подготовки, подчеркивает Владимир и приводит случай, когда собровцы на деле применяли свои навыки. На территории стрельбища проходили соревнования по стрельбе. В тело одного из участников отрикошетил, как говорят военные медики, «вторичный предмет». Скорость рикошета была значительная, боец получил ранение. Оказав первую помощь, военнослужащего доставили в больницу. Но такие случаи, говорит Владимир, все же редкость. Как правило, навыки оказания медицинской помощи бойцы применяют только на занятиях. Наверное, оно и к лучшему.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter