ЧТО У КОРОВЫ НА ЯЗЫКЕ…

В личных подсобных хозяйствах на селе коров с каждым годом становится все меньше. На 1 января 2007 года в целом по стране их насчитывалось 301,4 тысячи, в то время как годом ранее буренок было более чем на 60 тысяч больше. А ведь еще чуть раньше, лет шесть назад, частное стадо составляло 577 тысяч голов. Причин сокращения поголовья несколько, и главная из них кроется в уменьшении численности самого сельского населения и в изменении демографической ситуации на селе. Впрочем, тех же коров у людей могло быть еще меньше, если бы не поддержка государства в лице местных властей и сельхозорганизаций.

Главный специалист главного управления экономики Минсельхозпрода Анна Класковская подчеркивает, что сельские исполкомы ведут активную работу по улучшению сенокосов и пастбищ на землях населенных пунктов для скота граждан. В прошлом году в расчете на одну корову, имеющуюся у сельчан, площадь сенокосов и пастбищ была доведена по республике до 1,1 гектара при расчетном показателе 0,8. Из областей самой щедрой в этом плане оказалась Витебская, где данный показатель составляет 1,8 гектара. Выделяется и сено. Где больше, где меньше, но в целом в достаточном количестве. Всего же в прошлом году сельхозорганизациями страны владельцам личных подворий было реализовано более 482 тысяч тонн сена. Это, несомненно, сказалось и на объемах производства молока в личных подсобных хозяйствах — в 2006 году его получено без малого 1,4 миллиона тонн, что составляет едва ли не одну треть всего производства молока в стране.
Правда, одно дело оперировать цифрами, полученными в Минсельхозпроде, и совсем другое — изучить ситуацию на местах. То, что молокосдатчики не перевелись и по-прежнему играют существенную роль в этом сегменте аграрного рынка, факт. Но действительно ли у них нет проблем с кормами, устраивают ли их выделенные для выпаса скота пастбища? Это и выясняли корреспонденты «НГ» в регионах республики.
На колхозном довольствии
...Игорь Юрасев, пастух одного из стад коров колхозников белыничского СПК «Колхоз «Родина», подгонял своих буренок к специальному загону, куда строго в полдень придут их хозяйки, чтобы подоить. Времени на это уходит час с небольшим, а потом — снова на выпас. Правда, выпасом в прежнем понимании этого слова, когда он отводился на естественных травостоях, назвать его трудно. Коровы колхозников СПК «Родина» пасутся практически на тех же сеяных травах, что и колхозные стада. И по такой же технологии: скажем, вишовское стадо в 40 голов, за которым присматривает Игорь Юрасев со своим напарником Василием Лазаревичем (работают через день по одному), кормится под контролем электропастуха. Здесь же, на пастбище, всегда свежая вода, особенно необходимая животным в жару, а «для аппетита» — соль-лизунец. Как только «квадрат» поля скормлен и стадо переходит на второй, первый тут же подкашивают, при необходимости подкармливают удобрениями.
Колхозникам это обходится  в чисто символическую плату — менее трех тысяч рублей в месяц. А вот пастухи — у них трудовой договор с хозяйством, а не с населением — получают от 300 до 350 тысяч рублей, работая при этом лишь полмесяца.
Благодаря такой организации содержания коров на подворьях сельчане давно забыли про «рядовки», когда им самим по очереди приходилось пасти стада. А нынче в «Родине» 9 «рядовок» и коров в них 211.
— Но все равно поголовье сокращается, — говорит председатель СПК “Колхоз “Родина” Александр Лапотентов. — Имеют коров в большинстве люди пожилые, которые держали их во все времена, какими бы трудными они ни были. Ведь корова для такого крестьянина — это кормилица всей семьи, дающая и молоко, и масло, и творожок... У молодых же иная жизненная философия. Хозяйство наше расположено на бойком шоссе Могилев — Минск, до областного центра — рукой подать. Да и в деревенских магазинах любых молочных продуктов заводского производства в достатке. И купить их, конечно, легче, чем содержать корову...
Правда, по словам Александра Михайловича, колхозники “Родины” и тут никаких особых трудностей не испытывают: “Двадцать седьмой год руковожу хозяйством. И никогда с кружкой, т.е. с мольбами сдавать молоко от частных коров, не ходили. Иное дело — создать такие условия, чтобы людям самим выгодно было сдавать излишки этого продукта.
Сейчас лишь только начинается пора сенокоса, для общественного стада еще не заготовлено ни одной тонны сена, а колхозников, держащих коров на своих подворьях, уже ожидают 440 тонн его. Скошено, поделено в расчете по 2,5 тонны на корову. С транспортом — тоже никаких проблем: досуши, бери машину или трактор и вывози. Кроме того, ежегодно 5—7 раз за зиму хозяевам буренок выделяется зерно. Порционно. Председатель говорит, чтобы мышей не разводить в деревенских сараях. Но, скорее всего, немного лукавит. Разные ведь люди живут в деревне. А по малым дозам зерно выделяется, чтобы попало оно по назначению: именно на корм животным. Если же отдать все сразу, у кого-то обязательно появятся “излишки” и соблазн реализовать их за известную сельскую “валюту”.
— Лишь единожды попробовали на заготовку кормов для личных коров выделить отаву, — продолжает Лапотентов. — Получили такую нервотрепку! Тут уборку зерновых вести надо, а у крестьянина голова занята тем, как собственный сеновал загрузить. Отвлекаются люди, техника... С тех пор в самом начале сенокоса отдаем причитающееся хозяевам частных коров...
Буквально года два назад к СПК “Колхоз “Родина” было присоединено еще, как любят тут шутить, два с половиной хозяйства. Теперь оно занимает полтора сельсовета: Вишовский и часть Головчинского. По информации председателя Вишовского сельсовета Натальи Галузы, в минувшем году в среднем по колхозу от каждого подворья было закуплено по 2200 килограммов молока. Активно идет закупка и нынче.
Но для СПК молочко частника дает лишь убытки. В 2005 году они составили 3 миллиона рублей, в минувшем — 24 миллиона (хозяйство же расширилось).
— Все же будущее за общественным производством, — считает Александр Лапотентов. — Это раньше, когда наше хозяйство производило ежедневно 4—5 тонн молока, “бидонная” деревенская прибавка казалась весомой. А сейчас она абсолютно незаметно растворяется в ежедневных 30 колхозных тоннах.
Но помогать сельчанину держать корову председатель намерен и впредь, потому что психологию деревни ломать не следует. На ней и  крестьянин, и сама земля  держатся.
“Самое обидное, когда  молоко девать некуда”...
В  росте  благосостояния деревенской семьи корова всегда  играла едва ли не главную роль. Когда-то знакомая бабуля Анна из деревни Славени водила меня по хате как на экскурсии: вот холодильник “Снайге”, цветной “Горизонт”, “шкап с зеркалом” — все заслуга коровы Зорьки, дававшей по два ведра молока в день.
Пожилые сельчане и сегодня держатся за скотину до последнего: такой менталитет. Молодые же десять раз просчитают: а выгодное ли дело?
Сегодня на Витебщине общественное стадо составляет 199 тысяч коров, а на подворьях граждан их — более 52 тысяч. То есть каждая четвертая “личная” буренка дает свой ручеек в общую молочную реку. Правда, еще семь лет назад она была куда полноводней: на подворьях содержалось более 102 тысяч коров. Выходит, каждый год свойское стадо уменьшается сразу на 10 тысяч голов. Причин тому несколько, среди которых, как ни странно, все мои собеседники называли и повышение уровня жизни на селе.
— У нас теперь деревня переходит на городскую жизнь, — шутили в Зябковском сельсовете Глубокского района. — Все необходимые продукты можно купить в любом сельском магазине, да и автолавки привозят и молоко, и масло, и сметану... Людям хватает заработков и пенсии, чтобы покупать необходимый провиант.
В Зябках мы чуть ли не всей деревней считали деньги. Содержание коровы сегодня, оказывается, отнюдь не дешевое удовольствие.
— А вы сами прикиньте, — предложила работница местного магазина Валентина Жук. — Сегодня корова стоит полтора-два миллиона. Если, не дай Бог, пропадет, ее уже не купить. Значит, надо страховать. Взнос на год, к примеру, для нашей семьи, стоит более 150 тысяч рублей. Сено заготовить надо? Надо. Две, а то и две с половиной тонны на зимовку. Конечно, гектар земли сегодня бесплатно любой сельчанин получить может. Мизерные деньги платят за аренду земли, если кому не хватает гектара. Но  скосить траву стоит две тысячи за сотку. Два гектара сенокоса — выложи 400 тысяч рублей, да не раз за лето...
— Есть проблема и с пастбищами, — говорит ветеран труда Георгий Иванович. — Особенно на нашем конце деревни. За столько лет эксплуатации оно уже едва ли не мхом поросло...
На пастбище с другого конца Зябок люди  подтвердили слова ветерана.  Хорошо, нынче травы богатые, а в засуху коровы землю вылизывали...
В последнее время едва ли не главной проблемой  зябковцев стала реализация с таким трудом полученной продукции. Накануне тут разгорелся настоящий скандал, народ обратился в сельсовет и даже звонил в райисполком и на Глубокский МКК, откуда забирают молоко.
— Мы встаем рано, коров доим в пять, в шесть они уже на пастбище, — рассказывали сельчане. — На работу идем к восьми часам. Молоко оставляем на специальных подставках прямо на улицах. Машина из Глубокого может приехать и в девять, и в десять. Представляете, что с молоком происходит на таком солнцепеке?! А до Глубокого путь не близкий — 60 километров.
В общем-то Глубокский район один из лучших по работе с закупом продукции у населения, подтвердили в облсельхозпроде. И в Зябках конфликт уже почти решен: молоковоз из Глубокого обещают присылать строго по времени.  Проблема с пастбищами же остается едва ли не повсеместной. Об этом говорили сельчане Ушачского, Лепельского, Глубокского и других  районов. 
Чтобы получить продукцию, а у коровы, как известно, молоко на языке, необходимо минимум полгектара пастбища на одну голову. В области населению  выделено  более 117 тысяч гектаров для сенокошения и пастбищ. Получается, по два с половиной гектара на буренку. Под завязку, что называется. И на летний сезон, и для заготовки сена. На самом же деле картина несколько иная: раз в пять лет пастбища надо перезалуживать. Это большие капиталовложения, на которые нет средств у большинства хозяйств, и тем более в сельсоветах.
— Если хозяйству на закупку молока давали надбавку, то для сельсоветов это не предусмотрено, — говорит председатель Каменского сельсовета Лепельского района Николай Синицын. — Мы не раз поднимали этот вопрос на областном и республиканском уровнях. У нас создано механизированное звено, есть техника, могли бы выполнить эти работы. Но нет денег. Хозяйства тоже не располагают средствами. Предлагаем хозяевам “скинуться”, купить удобрения, а уж трактор наш внесет их бесплатно. Но у людей еще велики и иждивенческие замашки: мол, все обязано сделать государство.
У сельчан
есть стимул
У населения Минской области на 1 января 2007 года имелось 54,1 тысячи голов коров. Цифра, к сожалению, с каждым годом уменьшается. Как пояснил начальник отдела по развитию личных подсобных крестьянских фермерских хозяйств граждан и работе по закупкам продукции у населения комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Леонид Соловьев, такова общая тенденция. Но проблем с выпасом скота нет. Большинство хозяйств следит за пастбищами, подкашивает их, подкармливает. Сейчас создаются коммунальные унитарные предприятия при сельских исполнительных комитетах, которые наделяются функцией по оказанию услуг населению, в том числе и по уходу за пастбищами. Большинство хозяйств относятся к этой работе ответственно и стараются, чтобы как можно меньше было жалоб от населения.
— Что касается конкретных цифр, то на 30 мая у населения закуплено 22 075 тонн молока, хотя в прошлом году на это время было 26 086 тонн, — говорит Леонид Соловьев. — Тем не менее, если поголовье коров у населения за год уменьшилось на 20 процентов, то сдача молока  — на 15. Главным образом потому, что с сентября прошлого года были введены надбавки к закупочным ценам на молоко. Людям стало выгодно его сдавать.
Почему бы и нет. Закупочные цены приемлемые, с кормом для животных проблем нет. Нынче вообще повезло, идут дожди — трава едва ли не в пояс. По словам Леонида Соловьева, владельцам личных подворий выделяются как участки для заготовки сена, так и сенокосы на корню. Сельчане могут получить сенокосы и за сданный ими  молодняк крупнорогатого скота. В среднем за сданную голову животного выделяют до 30 соток сенокоса. Можно получить сено и в готовом виде. И не только его, но и зерно — за один килограмм сданного молодняка крупнорогатого скота хозяйства выделяют до 12—15 килограммов зерна. В некоторых сельхозорганизациях, где еще вручную ведется прополка корнеплодов, за эту работу выделяются сенокосы.
Кстати, по информации Минсельхозпрода, в 2006 году предусматривалось создать 249 коммунально-бытовых структур для оказания услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, обеспечению топливом, реализации выращенной продукции. Фактически же создано 95 таких структур. Говорят, этот процесс сдерживается из-за отсутствия денежных средств на формирование уставного фонда и создание материально-технической базы. Но Витебская область справилась с этим заданием. А что же остальные регионы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter