Чтит, как читает

Своими воспоминаниями и размышлениями о наболевшем с читателями «СБ» делится диктор радио и телевидения заслуженная артистка Галина Еременко...

Ее путь к микрофону был долгим и трудным. Оставшись сиротой в пять лет, эта удивительная женщина не только не сломалась от налетевшего на нее смерча судьбы —  ранней и неожиданной смерти обоих родителей. Она сумела выстоять, получить образование, закалилась нравственно и обрела ту душевную силу и красоту, которую неизменно отмечали все те, кто хотя бы раз сталкивался с ней. В давние времена она каждый день выходила в эфир бок о бок с такими легендарными дикторами, как Лилия Стасевич, Илья Курган, Владимир Шелихин... Сегодня своими воспоминаниями и размышлениями о наболевшем с читателями «СБ» делится диктор радио и телевидения заслуженная артистка Галина Еременко.


— Галина Ивановна, кто именно оказал наибольшее влияние на вашу судьбу — и человеческую, и творческую, в частности?


— Родственники по маминой линии. Мы с братом остались сиротами: мне было пять, а ему — одиннадцать лет. Вначале умер наш папа, а чуть позже и мама. Бабушка и дедушка, воспитывавшие собственных семерых детей, не испугались ответственности, не оставили нас, а стали нашими любящими и самыми близкими родителями. Люди они были очень честные, нравственные, трудолюбивые. В их доме было много книг, стояло пианино, на котором когда–то играла мама (в свое время она окончила музыкальное училище, но потом по примеру дедушки — образованного, мыслящего и очень строгого в воспитании человека — стала экономистом). Кстати, именно от дедушки я получила первые азы политических диспутов: сколько себя помню, дома постоянно обозревателем событий был мой дед. А какая в его словах была логика, жизненная правда, ясность понимания и мышления! Вот это и осело в детском подсознании. После смерти мамы — целых два года, как раз до начала войны — меня обучал игре на пианино приглашенный педагог. Так решила бабушка, чтобы я легче перенесла мамину смерть. Вся наша семья — и бабушка, и дедушка, и тетя, и дяди (а их было двое) — постоянно занималась нами, заботилась, любила. Но при этом были очень требовательны: приучали к труду, книгам, ответственности за свою жизнь. А у меня уже тогда была мечта стать актрисой. Сколько себя помню (а помню я себя лет с трех), я брала стул (он служил сценой), становилась на него, сама себя объявляла: «Выступает Галя Николаева», после чего могла дать сольный концерт на целый час — пела, читала стихи. Домочадцы не скупились на аплодисменты. В школе продолжилось то же самое. А еще прибавился и драмкружок: со своими представлениями мы ездили по клубам, и нас принимали, как настоящий столичный театр. Кроме того, благодаря своим дядям я совершила «турне» по всей России. В Ветрино под Полоцком, где мне довелось оканчивать девятый–десятый классы, я получила премию на смотре художественной самодеятельности за чтение стихотворения «Комсомольский билет» Аркадия Кулешова. В Вильнюсе, где служил после войны мой младший дядя, в Доме офицеров я получила премию за исполнение песни. В Алупке под Ялтой, где старший дядя был главврачом, я постоянно выступала перед отдыхающими.


— А каким образом вы оказались в Беларуси?


— После окончания Калининского педагогического института, где я тоже, будучи старостой курса, успевала посещать драматический кружок, петь в хоре да еще ходить в Дом офицеров в кружок сольного пения, я с мужем и сыном приехала в Брест. Поначалу работала в городской библиотеке, а потом в детском доме воспитателем (вела четыре группы с седьмого по десятый класс). Вот там–то я и получила настоящее крещение: учить, иметь собственное мнение и бороться за него. И с этим правом я шагнула в жизнь под названием «радио и телевидение» с тридцатитрехлетним сроком служения. Таким образом, все, о чем я рассказала, и все, о ком я рассказала, и стали моей охранной грамотой...


— Какой она была, эта профессия — диктор радио и телевидения?


— Трудной, ответственнейшей и прекрасной. Приходилось учиться буквально каждый день: разные редакции, передачи, режиссеры, а ты их всех пойми! Да, и моя мечта сбылась — театр! Но у микрофона, где «у сцены» находились и зрители, и слушатели. Коллеги, конечно, были разными, однако большинство — яркие, талантливые, творческие люди. И благодаря им на радио– и телевизионном пространстве советской страны белорусы занимали очень достойное место.


— Галина Ивановна, а что вы думаете о современном телевидении?


— Сегодняшнее радио и телевидение — это ежеминутное, ежесекундное круглосуточное вещание, а современная журналистика — очень нелегкий и самоотверженный труд. На мой взгляд, сегодня и на экране, и у микрофона есть личности, которыми мы действительно можем гордиться. Я их очень уважаю, с удовольствием наблюдаю за их работой в эфире. И у меня никогда не возникает ни малейшей тени скепсиса или зависти: «Мол, вот мы... Вот в наше время...» Да, творческие люди есть — и их немало! И поэтому я хочу искренне пожелать коллегам знаний, нравственности и большой любви.


Елена МИНЧУКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter