Чем удивила вторая Триеннале молодых художников

Через античность и космос — к человеку

Во второй раз в Беларуси состоялся республиканский конкурс — Триеннале молодых художников. Накануне в Национальном центре современных искусств на протяжении месяца проходила выставка работ финалистов, которая пользовалась большим успехом и любовью зрителей.


От современных художников мы привыкли ожидать абстрактных чудачеств, которые сложно понять без развернутого комментария специалистов. Но отчего-то участники нынешней триеннале не стали поражать воображение публики забрызганными краской полотнами или бесформенными скульптурами, напротив, решили продемонстрировать академическое образование во всей его фундаментальной красе. Это не значит, что ребята сознательно избегают в своих произведениях многослойности, полифонии, концептуальных подходов, — все это присутствует в полной мере. Но вместе с тем за каждой работой чувствуется классическая школа Белорусской государственной академии искусств, знаменитых выпускников которой всегда отличали тонкая национальная линия в искусстве и интеллект.


На первый план во многих произведениях современных молодых авторов выходит образ человека. Так, например, герои скульптуры «Современный диалог» Афанасия Отчика — молодая пара. Он и Она сидят рядом в парке на скамейке, уткнувшись каждый носом в свой мобильный телефон. А ведь люди должны уважать присутствие друг друга, словно бы преду­преждает нас скульптор. Кстати, Афанасий — представитель династии, его отец Глеб и дед Анатолий — известные в Беларуси художники. Все вместе они взяли на триеннале приз в номинации «Художественная династия».

Награду «За вклад в развитие изобразительного искусства» жюри присудило Христине Высоцкой, доценту кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма БГАИ. 
Ее монументальная текстильная скульптура «Древо познания» (9 метров в высоту и 5,5 метра в ширину) была представлена в белорусском павильоне на всемирной выставке «Экспо-2020» в Дубае. 
И заняла там второе место в номинации «Лучшие элементы и детали». Награду присудил профильный журнал EXHIBITOR, и это первая победа белорусских художников на мероприятии подобного уровня. На вопрос, этично ли после мирового признания Христине Высоцкой участвовать с «Древом познания» в республиканском конкурсе, художница с уверенностью заявляет:


— Не только можно, но и нужно. Цель триеннале — поддержка талантливой молодежи, повышение профессионального мастерства художников. А также популяризация национального изобразительного искусства. Мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали о моей работе «Древо познания» и порадовались успеху белорусов на престижной выставке в Дубае. Напомню, что знаменитая Эйфелева башня тоже впервые была представлена на «Экспо» в далеком 1876 году, а сейчас о ней знает весь мир.


К слову, на выставке в Минске Христина Высоцкая свое «Древо познания», а это космической красоты ремизное ткачество, размывающее все мыслимые границы представлений о текстиле, показывает зрителям на фото и видео, 9‑метровую конструкцию весом в тонну невозможно установить в стенах скромного Национального центра современных искусств. Но директор Сергей Криштапович не теряет надежды, что рано или поздно галерея освоит новые пространства:
— Мы планируем проводить Триеннале молодых художников регулярно. Буду рад, если к следующему конкурсу наш национальный центр приобретет больше помещений и мы сможем презентовать гигантские работы молодых художников уже в современных павильонах.
Победительница в номинации «Монументальное и монументально-декоративное искусство» Лиза Янкова, студентка БГАИ, освоила технику старых мастеров сграффито и представила на конкурс работу «Загадка античности»:

— Кафедра монументального искусства в нашей академии восстанавливает многие древние техники, от иконописи до фресковой живописи. Я прикипела душой к сграффито. И сегодня очень рада победе в триеннале. На конкурсе было представлено много достойных работ, выйти победителем для меня очень почетно.


Жюри определило призеров еще в шести номинациях: «Живопись» — Марина Трус, «Графика» — Федор Шурмелев, «Скульптура» — Даниил Гракович, «Декоративно-прикладное искусство» — Виктория Пезикова, «Новация» — Полина Корзун-Фомченко, приз зрительских симпатий достался Марте Щербич.

Добавим, организатор второй Триеннале молодых художников — Министерство культуры. Присутствующий на церемонии награждения заместитель министра Валерий Громада отметил, что конкурс стал значимым культурным событием в Беларуси. Он пожелал молодым художникам неиссякаемого творческого вдохновения, счастья, мира и добра.



viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter