«Чем вы лучше уборщиц?»

Об отношении чиновников к мастерам культурыНа недавней встрече председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова с деятелями искусства страны председатель Союза художников России Валентин Сидоров рассказал об одной из своих встреч в верхах в ельцинские времена: «Встречаемся с Лившицем – уже Ельцин подписал указ о помощи творческим союзам, а он говорит: «Указов много, а денег в казне нет». И наш указ о помощи творческим союзам, который мы разрабатывали все вместе, канул в Лету. Встречаемся с Починком, обсуждаем эту проблему. А Починок вдруг заявляет: «Вы все добиваетесь себе привилегий. А чем вы лучше уборщицы?» «Мы боремся за свои социальные права, такие же, какие есть у уборщиц. Чтобы вовремя уходить в отпуск, иметь возможность бюллетенить, женщинам – уходить в декрет, нам необходим статус учреждения культуры и творческой работы. Сегодня у нас всех этих возможностей нет». Вот такое отношение к мастерам искусств было еще совсем недавно. А у многих, в том числе и высокопоставленных чиновников, оно проявляется и сегодня.

Ситуация эта полностью опровергает слова классика о том, что все несчастливые семьи несчастливы по-разному. В нашем случае все Дома, принадлежащие различным творческим организациям, оказались несчастливы одинаково: под самыми разными предлогами их пытаются отобрать у нынешних владельцев. За «круглым столом» в Домжуре сидели руководители Центрального Дома работников искусств, Дома актера, Дома кино, Дома скульпторов, Дома художника, Музея Рериха. Мысленно увеличив количество мест за столом, сюда можно было бы усадить представителей Домов творчества из Санкт-Петербурга, Краснодара, Перми, Самары, Великого Новгорода и многих других.
Впечатление было такое, что кто-то, очень не любящий само слово «культура», решил раз и навсегда покончить с любыми ее проявлениями в российских городах. На самом же деле те, кто предъявляет претензии руководству Домов, меньше всего думают о том, что это культурные центры. Как правило, такие Дома расположены в центре города, где стоимость квадратного места как жилой, так и офисной площади чрезвычайно велика и в столицах, и в областных центрах. Потому и возникает желание у власти подгрести эту очень дорогую площадь под себя. Малейшую возможность выселить творческих работников из зданий, в которых они находились десятилетиями, власть немедленно использует. И даже если у нее нет никакого повода для подобных действий, она поступает так же.
Вызываются пожарные, которые находят нужные властям нарушения, говоря о том, что на перегораживающей здание двери не с той стороны повешен замок, находят другие «причины», и в результате на свет Божий появляются предписания о выселении. Подспудно распускаются слухи о том, что руководство Дома изрядно «греет руки» на использовании полезных площадей, а потому, дескать, надо это здание у деятелей искусства забрать и передать его государству. Иногда действительно забирают и передают каким-либо фирмам, учреждениям или просто нужным людям. А деятели искусства? Да кому они сегодня нужны?! Знаменитые на весь мир писатели, художники, композиторы, люди, еще с советских времен по инерции считающие себя значительными личностями, начинают писать письма в высокие инстанции:
«Уважаемый господин Президент!
В 1990 году пожаром было уничтожено здание Центрального Дома актера им. А.А. Яблочкиной и СТД РФ по Тверской ул., 16/2. Распоряжением премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова здание бывшего Министерства культуры СССР на Арбате, 35, было передано в ведение ЦДА.
31.08.1993 года Указом Президента РФ №1327 Госкомимуществу РФ было предписано передать здание бывшего Министерства культуры СССР Центральному Дому актера сроком на 49 лет.
27.06.1996 года во исполнение Указа Президента РФ Госкомимущество РФ передало здание площадью 15872,6 кв. м нежилой площади, расположенное на земельном участке 3460 кв. м, сроком до 01.07.2045 года в безвозмездное пользование по договору №01-12/1123 ныне действующему».
И так далее, и так далее…
Или вот еще. Растерянное из-за  полученных от московских властей предписаний, руководство ЦДРИ встречается с первым заместителем мэра Москвы Людмилой Швецовой, и эта встреча, как о ней на пресс-конференции рассказала народная артистка СССР Зинаида Кириенко, была весьма обнадеживающей. Людмила Ивановна сочувственно отнеслась к ситуации, попросила подготовить нужные документы. Да и руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин поддержал их просьбу о ремонте. Но тут выяснилось, что хотя Дом регулярно и выплачивал Моском-имуществу арендную плату, помещение это не принадлежит городу. Тогда почему деньги выплачивал? Вопрос, как говорится, повис в воздухе.
Скульпторы рассказали, как они своими руками делали ремонт в своем Доме. А к ним волевым решением «подселили» некую фирму, которая, постепенно разворачиваясь и захватывая власть в свои руки, готова выжить хозяев из помещения.
Есть что-то унизительное во всей этой ситуации. И не только для деятелей искусства – для самого народа. Всякое посягательство на культуру должно вызывать осуждение в обществе, тем более у высшего руководства. А в России, к сожалению, этого нет.
Как сказал на встрече секретарь Союза журналистов России Алексей Симонов: «Культуру выпихнули с центральных телеканалов, сделав ей достойный заповедник в виде телеканала «Культура». Считая, что в других местах она может быть заменена «попсой», ее используют «на вынос и распивочно» на корпоративных вечеринках. А та культура, которую представляют присутствующие здесь люди, воспринимается по-другому. Она по мелочам не распродается».
Распродается, считают некоторые чиновники и в руководстве федеральными органами управления культурой. И всеми силами стараются сделать так, чтобы деятели культуры сами зарабатывали средства для своего существования.
А они, может быть, и рады иногда подзаработать, только вот какая ситуация: когда они начинают думать о низменном, а не высоком и благородном, их «культура» становится никакой. Очень трудно, почти невозможно одновременно служить и Богу, и Мамоне.
Поэтому и нужен деятелям искусств Закон, в котором были бы регламентированы все стороны жизни и творчества современного деятеля культуры. Об этом говорила на встрече и представитель Министерства культуры РФ Тамара Гудима: «Я убеждена, что главная причина создавшейся ситуации – в сегодняшнем статусе, прежде всего в правовом положении творческих союзов и творческих работников в нашем обществе».
Такой закон принимался российской Госдумой дважды. И дважды отклонялся президентами. Это закон о творческих союзах. Необходимость его принятия сегодня обострилась. Будь он принят, в нем наверняка были бы оговорены и условия существования творческих Домов. Как это сделано сегодня за рубежом. В некоторых странах в договоре творческого союза с государством оговорено, на каких условиях то или иное помещение передается деятелям искусства, сколько денег государство выделяет на его обслуживание и какую сумму творческий союз должен платить за эксплуатацию. Определяется и размер налога. Нет неожиданностей и в возможности возврата творческого Дома государству. Все обстоятельства оговорены.
Вот и в России все успокоится в мире культуры, если власть на законных основаниях определит условия существования и деятельности творческих работников. А пока руководители Домов решили объединиться, чтобы отстаивать свои права.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter