О чем писала «Сельская газета» в конце 1964 года

Чем Снов обязан «скупому» председателю

Ушедший год ознаменовался не только большими стройками и возросшим на 10 процентов выпуском промышленной продукции. Складывался год, по мнению журналистов «СГ», из маленьких побед в сельском хозяйстве. Хотя аграриев ушедшие в историю 12 месяцев не баловали. Запоздалая весна, знойное лето и ранние заморозки сделали свое дело. Но плановые показатели удалось перевыполнить. Картофеля, сахарной свеклы и других овощей заготовили больше, чем в 1963-м. За счет чего? Хорошо поработали на урожай предприятия большой химии, они дали сельскому хозяйству 22 миллиона тонн минеральных удобрений. Заметно возросла техническая мощь аграриев. Количество тракторов в колхозах и совхозах увеличилось на 218 тысяч, комбайнов — на 96 тысяч, плугов и культиваторов — на 346 тысяч. Плюсанули и по кормам, и по молоку: сельхозорганизации страны сдали его на 231 тысячу тонн больше.

Заработал Закон о пенсиях для колхозников. Два миллиона двести тысяч председателей, специалистов, механизаторов с 1 октября 1964-го уже начали получать пенсии по старости и инвалидности.

Вся вторая полоса предновогоднего номера посвящена сновской сельхозартели имени Калинина Несвижского района. Оказывается, базу ныне известного агрокомбината «Снов» закладывали 50 лет назад. Журналисты «СГ» побывали на просторных фермах колхоза, где тесно от скота, заглянули в амбары, полные отборного зерна, осмотрели богатый машинный парк. Прошлись и по красивым улочкам самого поселка, отличительная особенность которого — двухэтажные дома в центре. Это был нонсенс для деревни того времени, а значит, и огромная роскошь. Но хозяйство могло себе такую позволить. Председатель колхоза Яков Алексанкин, мечта и действие для которого — одно целое, нарисовал перед журналистским десантом «СГ» картину будущего колхоза. «Закончим Дом культуры, примемся за школу», — говорил Яков Васильевич. Председателя считали скупым. Он дрожал над колхозным добром. Когда молотили, всю ночь маячил на току. Сам отпирал и закрывал амбар, а ключ уносил в кармане. Но вскоре понял: один в поле не воин. Сколотил надежный актив. У легендарного председателя были и неудачи, и промахи, потому что шел непроторенными дорожками. Его называли фантазером, горячим не в меру.  Но во многом именно Алексанкину поселок обязан своим благоустройством.

Долгое эхо «Барколабовских соловьев»


НА ПОСЛЕДНЕЙ странице предновогоднего номера «Сельской газеты» 50-летней давности опубликовано любопытное фото. На нем Прасковья Коваленок, Вера Козюкова, Татьяна Турина и Дмитрий Терешков. Все эти люди — солисты хора доярок колхоза имени Карла Либкнехта Быховского района. «За хорошее исполнение народных песен на 2-й республиканской декаде народного творчества участники хора были награждены грамотами и значками. В предновогодние дни самодеятельные артисты обновляют свой репертуар», — писала «СГ».


Мы решили навести справки об уникальном коллективе на Быховщине. Первым вспомнил о хоре Иван Скрипцов, бывший председатель колхоза. Иван Михайлович подтвердил, что хор действительно был:

— Правда, больше он походил на ансамбль: с десяток участниц там было. В народе его называли «Барколабовские соловьи». Я тогда в хозяйстве не работал, но сельчане до сих пор вспоминают легендарный коллектив. В нем участвовали труженики сельхозорганизации, были обеспечены костюмами и собственной сценой. Самодеятельность хорошо была организована в колхозе, потому что понимали: это единственное место, где доярки находили отдушину. Голосистые были, много знали старинных песен.

Еще больше подробностей поведала мне Людмила Зинковец, педагог с 44-летним стажем. В 1964 году Людмиле Павловне, уроженке Барколабово, было 14 лет. А хор гремел не только на всю округу, но и на всю Беларусь. Рассказывает Людмила Зинковец:

— Все началось по инициативе тогдашнего председателя Евгении Козюковой. Она собрала неравнодушных к пению женщин. Ездили по району, по области наши певуньи. И на одном из каких-то смотров-конкурсов попали в поле зрения легендарной оперной дивы Ларисы Александровской. Первую белорусскую Кармен покорили наши женщины — а им всем тогда было лет по 40 — своими голосами. И репертуаром. Пели народные песни на три-четыре голоса. Произведения искусства получались — не иначе. Этим и подкупили профессиональную певицу. Помню, как Лариса Помпеевна даже сама приехала к нам в деревню, чтобы побывать на концерте хора. Я запомнила ее как интеллигентную, открытую и доброжелательную женщину. С сельчанами общалась душевно, без звездности, чем подкупила жителей Барколабово.

После знакомства с Александровской хор доярок был нарасхват. Выступали даже в Москве на ВДНХ. Это был фурор. Шуточные и лирические песни на белорусском языке — «Шумяць вербы каля грэблі», «Рассыпала гарох на таку», «Рэчанька» и другие — завораживали.

Вместе с Людмилой Зинковец мы составили список участниц хора того времени. Кроме Прасковьи Коваленок, Веры Козюковой и Татьяны Туриной, в коллективе были еще Домна Вальковская, Нина Вальковская, Прасковья Данилова, Ульяна Барсукова. Всех этих женщин давно нет в живых, контакты с родственниками по разным причинам потеряны. Аккомпаниатор Дмитрий Терешков тоже уехал из Барколабово. Заводной баянист всегда поддавал творческого запала, но по семейным обстоятельствам вынужден был уехать в Рогачевский район.

Единственный «мостик», который связывает историю хора с современностью, внук одной из участниц хора Прасковьи Коваленок — Анатолий Стрельцов. «Не повезло от бабушки унаследовать ее талант, хотя и моя мама, Клавдия Ефимовна, хорошо пела. Тоже в хоре, — смеется Анатолий Иванович. — Еще в 80—90-х ушли все участницы «золотого» состава хора. В том числе и моя бабушка. Они собирались на репетиции очень часто, по вечерам. А песни, которые были в арсенале барколабовских певуний, отличались острым языком и народным юмором».

О Герое Соцтруда Шпаковской замолвили слово


ЕСТЬ в предновогодней «СГ» и другие герои. На первой полосе, к примеру, напечатан портрет Таисии Шпаковской. «Эту замечательную труженицу из колхоза «Оснежицкий» Пинского района знают во всех уголках республики. Она надоила от каждой коровы 6,5 тысячи килограммов молока и завоевала первенство в соревновании доярок республики», — представляет «Сельская газета» Таисию. Ей нелегко дался этот успех: долгие годы лидерство держала Лилия Осиюк из сельхозартели имени Жданова Брестского района. На тот момент она уже была Героем Соцтруда. Шпаковская училась у Осиюк, совершенствовала уход за животными, особенно при раздое коров.

О Таисии Шпаковской, хоть с ней и не работал, директор ОАО «Оснежицкое» Валерий Кулишевич знает хорошо: в 1966 году за высокие производственные показатели труженице присвоили звание Героя Соцтруда. Кстати, таковых в «Оснежицком» взрастили семеро: кроме Шпаковской, это были Владимир Ралько, Василий Горошко, Людмила Журбило, Любовь Мозоль, Любовь Кононович и Екатерина Лесничая.

Разыскать и созвониться удалось лишь с Екатериной Лесничей, которая была знакома с Таисией Шпаковской:

— Я в Оснежицах, сколько себя помню: родилась, четыре класса закончила, на работу устроилась. В 1949 году 16-летней девчонкой пришла в колхоз полеводом. Но уже через два года стала дояркой. Таисия к нам пришла в 1959-м. Работала на другой ферме, но всегда очень ответственно к делу подходила. Тогда же за дояркой закрепляли группы коров. И их надо было не только доить, но и кормить, подстилать, самим заготавливать корм. Не то что сейчас, когда от доярки требуется два раза в день быть на ферме. На работу еще и отвезут, и дойка механизирована.

Хорошо помнит Екатерина Порфирьевна, как вместе с Таисией Шпаковской ездили в Брест на торжество по случаю присуждения звания Героя Соцтруда. Провожали их чуть ли не всем колхозом, потому что были горды сельчане за своих. А они ставили рекорды. Лесничая и вовсе от коровы получила 7,5 тысячи килограммов молока. Подстать ей была и Таисия Шпаковская, спокойная и очень скромная труженица.

В Вишевичах удалось разыскать родственников Шпаковской. Павел Романович, муж Таисии Васильевны, овдовел в 2005 году. «С 69-го Таисия тяжело заболела, долго мы мыкались по больницам. В итоге вскоре после Героя Соцтруда получила инвалидность, с работы ушла, — с грустью вспоминает Павел Романович. — Прекрасная женщина она была, хозяйственная, покладистая, сильная духом. Никогда не забуду, как с ней познакомился. Она косила траву для своей группы коров. Я вызвался ей помочь. Два воза накосил. Разговорились, а потом и предложение сделал… Хорошая хозяйка моя Таисия была: всегда корову держали, поросят, телят растили. Везде управлялась она».

В доме, который Шпаковские сами построили, сейчас живут Павел Романович, его сын Игорь с семьей. Старшая дочь Героя Соцтруда Ольга с семьей в Пинске. 6 внуков и 6 правнуков — главная радость сейчас для Павла Романовича.

РЕЙТИНГ

Год рождения 1964-й


О ЧЕМ писала «СГ» в предновогоднем номере 50-летней давности? «Много радостных событий произошло в шестом году семилетки», — подводит итоги мини-рейтингом фактов из жизни республики и развития народного хозяйства. События, вынесенные в шорт-лист «Сельской газеты», пусть и не изменили ход истории, но во многом предопределили развитие экономики современности. Вот некоторые из них.

1. Вступил в строй первенец горнохимической промышленности — 1-й Солигорский калийный комбинат. А недалеко от поселка Погост Любанского района началось строительство третьего калийного комбината. Предполагалось, что предприятие должно было состоять из подземного рудника и ряда обогатительных фабрик.

2. Геологи республики после долгих и упорных поисков обнаружили промышленную нефть в районе Речицкой структуры Припятской впадины.

3. Исполнилось 20 лет Минскому автозаводу. С главного конвейера предприятия сошел 200-тысячный легендарный «МАЗ-200».

4. Снабдили село радио. Связисты установили 48 тысяч новых радиотрансляционных точек, из них 30 тысяч — в сельской местности.

5. Окончено строительство Полоцкого нефтеперерабатывающего завода. Введены в действие новые технологические установки гиганта большой химии на Западной Двине, который производит высокооктановый бензин и другие продукты из углеводородного сырья.

МИНУЛ год с того момента, как в газете появилась рубрика «Сдувая пыль времен». Вам, дорогие читатели, она пришлась по душе. Об этом говорят звонки и письма в редакцию, в которых вы делились с нами своими историями пятидесятилетней давности, узнавали в них односельчан, родственников, а кто-то — и самих себя 50 лет назад.

Поэтому мы решили: в новом году рубрике — быть!

2015-й — знаковый для «Сельской газеты». Мы все — и редакционный коллектив, и читатели — будем готовиться к 95-летию газеты. Поэтому корреспонденты проследят историю страны не только полувековой давности, но и пролистают подшивки газеты, которая выходила 20, 30, 40 и более лет назад! Каково было дыхание того времени? Что волновало людей? Кто вершил их судьбы? 

Продолжим, читатель, вместе сдувать пыль времен с газетных строчек!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter