Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Почему они не такие, как мы?» В чем разница между ценностями поколений Z и X

Большая разница

«Ты меня не понимаешь» – фраза, которую наверняка каждый подросток ронял во время спора с родителем. Камнем преткновения могут стать рваные на коленках джинсы, выкрашенные в ярко-розовый цвет волосы, отказ на предложение провести лето у бабушки в деревне и желание вести блог в TikTok, а не учиться в университете. У многих мам и пап на любую из этих ситуаций заготовлен один ответ: «В наше время такого не было». На самом ли деле в ценностях и приоритетах поколений Z и X так много различий? Мы задали пять одинаковых вопросов 11-класснице из Минска Арине Ильященко, ее маме Ирине и узнали, так ли все печально.

Мнение представителей поколений Z и Х

Кем хотите стать?

– При выборе будущей профессии мне важно, чтобы она не была скучной. Заметила, что ребята из моего круга общения того же мнения. Не хочется целыми днями сидеть в офисе и выполнять рутинные задачи. Пока остановилась на специальности «менеджмент в сфере международного туризма». Мне кажется, это очень интересно. А вообще, хотелось бы стать стюардессой. Возможно, после получения высшего образования осуществлю мечту.

Что нужно для счастья?

– Чувствовать себя счастливой помогают события, происходящие в моей жизни. Походы в кино, прогулки по торговым центрам, встречи с друзьями за чашкой кофе. А еще завели с мамой традицию: раз в две недели по воскресеньям устраиваем день матери и дочери.

Без чего не представляете свою жизнь?

– Без семьи и друзей. Я очень коммуникабельная, мне нужно постоянно с кем-то что-то обсуждать и чем-то делиться. Предпочитаю офлайн-общение и порой очень завидую родителям, что во времена их юности не было гаджетов.

О чем мечтаете?

– Хорошо устроиться в жизни, чтобы ни в чем себе не отказывать. Конечно же, хочу крепкую семью. Но не ставлю цели выйти замуж, допустим, к 23-м. Всему свое время.

Лучший вид отдыха – какой он?

– Устроить киновечер, выйти на прогулку с собакой, почитать книгу. Летом обожаю проводить время на даче. А вот друзья моего рвения уехать подальше от города не понимают.

Кем хотели стать в 17?

– Нынешняя молодежь говорит, что для них важна самореализация. Во времена моей юности такого слова даже никто не знал. Тогда все хотели зарабатывать побольше, стремились выбрать перспективную специальность, приносящую высокий доход. Многие планировали стать бизнесменами, в этой сфере вращались большие деньги.

Что нужно было для счастья?

– Мы радовались мелочам. Например, новой части книги «Анжелика». Все девчонки моего возраста тогда зачитывались историями из жизни вымышленной красавицы. Мы вообще много времени уделяли литературе. Очень жаль, что у нынешнего поколения другие приоритеты.

Без чего не представляли тогда свою жизнь?

– Я была очень творческой барышней, выступала в хореографическом ансамбле «Хорошки». Поэтому всю себя посвящала танцам. А еще любила играть на фортепиано.

О чем мечтали?

– В детстве все ровесники мечтали, чтобы их побыстрее приняли в октябрята, а после и в пионеры. Все тогда стремились хорошо учиться, чтобы побыстрее получить пионерский галстук, носить его было очень почетно. А в лет 17 я уже грезила о семье: хотела выйти замуж, родить детей и посвятить себя их воспитанию.

Лучший вид отдыха – каким он был?

– В городе гулять особо не было где, поэтому на выходные и каникулы ездила в деревню. Ох, какие душевные вечера мы устраивали с друзьями у костра, с песнями под гитару и разговорами до самого утра.

ЧТО ЗУМЕРЫ НЕ ПРИНИМАЮТ В ПОКОЛЕНИИ X, И НАОБОРОТ

1. Чрезмерно опекают

– Родителям кажется, что все люди вокруг хотят навредить их ребенку. Готовы названивать по десять раз на дню только для того, чтобы узнать, как дела и поел ли их сын или дочка.

2. Не ценят личное пространство

– Вытекает из первого. Мамы и папы хотят быть в курсе всех событий из жизни их ребенка и порой в своих расспросах заходят очень далеко.

3. С техникой на «вы»

– Редко стремятся разбираться в современных технологиях.

1. Привязаны к брендам

– Во времена моей юности покупка с базара была праздником. А нынешней молодежи только бренды подавай.

2. Не знают, что такое патриотизм

– Особенно это стало заметно в свете последних событий в стране. Начитавшись информации в интернете, ребята забыли о своем Президенте и стали поддерживать человека, который для их благополучия ничего не сделал.

3. Слово «надо» для них не существует

– Когда нам что-то поручали родители или педагоги, мы не спрашивали, зачем это нужно, просто выполняли задание. А теперь попробуй попроси подростка о чем-нибудь, услышишь десятки вопросов и отговорок.

shestakevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter