Как живут граждане Союзного государства в белорусско–российском пограничье

Безграничная жизнь

Корреспондент «СОЮЗа» выяснял, как живут граждане Союзного государства в белорусско–российском пограничье.


В полном согласии, не ведая границ, живут белорусы и россияне и в деревне Тургеневкав Приангарье: ее основали белорусские переселенцы еще в 1909 году. Фото:

Температура воздуха в Смольках, как правило, на один–два градуса выше, чем по Могилевщине в целом. Эта белорусская деревня — одна из крайних юго–восточных точек области и Костюковичского района. А близость границы с Россией добавляет сельчанам градуса житейской активности. Что–что, а тема для разговора в приграничной зоне всегда найдется. И самое бойкое место в деревне, конечно же, у магазина. Раиса Марусова охотно поддерживает беседу:

— Часто ли россияне приезжают? В последнее время не очень. Магазинов теперь у всех своих хватает, женихаться тоже не с руки — деревня стареет, а кому такие невесты, как мы, нужны? Хотя кто знает — вдруг портрет в газете увидят да и примчатся...

Задорно улыбаясь, пенсионерка поудобней оперлась на трость — снимайте, дескать. Компанию нам составил Иван Купцов, тут же подключившийся к разговору о соседях:

— Мы здесь, по большому счету, все родня. У меня вот дочка в деревню Овчинец Суражского района Брянской области замуж вышла, внуки подрастают. Так что дорога проторена — то они в гости к нам, то мы к ним. Благо, кордона нет — как собрался, так и поехал.


Фото: Людмила Смолякова

Соцработник Тамара Маслова тоже призналась: к соседям на шопинг они с мужем отправляются довольно часто. Спрос определяет цены. Например, совсем недавно земляки везли из Суража или ближайшей к границе российской деревни Душатин свежемороженую рыбу. Нынче цены уровнялись, и покупательского ажиотажа нет. Но при желании выгодную покупку сделать можно всегда. А «по секрету» сельчане поведали: некоторые везут из соседней страны водку. Раиса Марусова пояснила: «Бутылка получается рубля на два дешевле, чем у нас в магазине». Случается, в своей деревне и приторговывают спиртным.

Милицейская статистика тоже свидетельствует: только в этом году Смольки как перевалочный пункт для доставки на белорусскую территорию «левого» спиртного «засветились» с десяток раз. Но самая большая партия горячительных напитков неизвестного происхождения была задержана в соседнем — Мстиславском — районе. Житель Смоленска в багажнике своего «Фольксвагена Транспортера» ввез на Могилевщину более 660 бутылок сорокаградусной общей стоимостью 3966 белорусских рублей. С товаром ему, разумеется, пришлось расстаться, да еще и штраф заплатить. А всего с начала года сотрудники подразделений УВД Могилевского облисполкома изъяли из незаконного оборота 1422 литра фальсифицированного спиртного.

...В западной точке Брянщины — деревне Душатин — место встречи тоже менять не пришлось. Правда, нашествия покупателей ни в «Столичном», ни в «Ласточке» не наблюдалось. Торговля, пояснили продавцы магазинов, активизируется ближе к вечеру, когда люди с работы идут. Самые ходовые товары — хлеб, молоко, бакалея. Мясо, колбасы берут редко — дорого.

Выручку в основном делают местные, а заезжие берут разве что–нибудь по мелочи. Иногда оставляют в кассе сотню–другую и «гастарбайтеры» из Смолек. Пожелавший оставить свое имя в тайне белорусский аграрий, поднимающий сельское хозяйство российской деревни, уточнил:

— Нас здесь восемь человек. Работаем у здешнего фермера. Я — трактористом, кто–то пошел в пастухи, сторожа. На место службы нас каждый день доставляют на «Газели». А после смены, когда едем домой, пересекаем границу уже в обратном направлении — хорошо, что она прозрачная.


Фото: Людмила Смолякова

После некоторой заминки назвал и размер заработка: лично у него в сезон выходило до 20–25 тысяч российских рублей в месяц. У напарников чуть поменьше. Но главное, платят стабильно — соседей обманывать ведь нехорошо. Можно сказать, все друг у друга на виду. Хотя, как отметил начальник Костюковичского РОВД Николай Кожемякин, с трудоустройством «за кордоном» случались истории и с криминальным оттенком.

— Было дело — приходилось даже пятнадцатилетних девушек, решивших отправиться в Россию «на заработки», спасать. Сначала установили, что школьниц видели на вокзале в Сураже. Российские коллеги помогли нам найти таксиста, подвозившего подростков. Позже след привел в Москву, где беглянок и нашли. Розыск другого земляка довел аж до сибирской тайги. Оказалось, что человек, несколько лет числившийся как пропавший без вести, на самом деле валил лес в Красноярском крае.

Костюковичский район, уточнил Кожемякин, соседствует с тремя районами Брянщины — Гордеевским, Красногорским и Суражским. Без сотрудничества с российской полицией не обойтись. Начальник отдела полиции Суражского района Евгений Приходько согласен с коллегой:

— С могилевской милицией мы обмениваемся оперативной информацией, вместе патрулируем приграничные территории, проводим рабочие встречи.

Не так давно, к примеру, суражской полиции пришлось принимать участие в задержании белоруса, преступившего закон восемьдесят раз и находившегося в розыске. А костюковичской милиции — разбираться в «международной» драке, которая произошла в деревне Селецкое. Пришлось буянам заплатить солидный штраф. По этому поводу старожил из Смолек Александр Абраменко мудро заметил: нарушать закон в любой из стран–соседок — себе дороже. Куда разумнее научиться извлекать из пограничья выгоду. Сельчанин создал музей под открытым небом, в который время от времени с обеих сторон заглядывают туристы. В перспективе же собирается открыть и агроусадьбу, назвать ее «Пограничье». Воссоздать хаты с аутентичной утварью, чтобы постояльцы узнали, как жили их предки, вспомнили свою историю. И, возможно, сами захотели восстановить неизвестные страницы прошлого своей семьи, села, района.

Вот и матушка Татьяна из Душатин тоже не сомневается: пришло время подумать о духовном. Прихожан в здешнем храме Василия Великого, говорит, в последнее время стало больше, в том числе за счет белорусов, которые приезжают сюда на службу, крестят детей. Церковь, построенная еще в девятнадцатом столетии, сегодня переживает большой ремонт. Люди равнодушными не остаются, жертвуют на ее восстановление. Гражданство у благотворителей при этом никто не спрашивает — двери храма открыты для всех. Кстати, расписание служб в церкви хорошо известно и в «заграничных» Смольках.

ЦИФРА

1283 километра составляет общая граница Беларуси и России.

svet.markova@gmail.com

Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter