Какой бывает анестезия и как лучше подготовиться к операции

Без боли

Прошли те времена, когда для обезболивания использовали корень мандрагоры, мак, кокаин, спирт или смесь вина и растертой в порошок конопли. Медики Древнего Рима вообще били пациента дубиной по голове до потери сознания. Избавить от страданий могли и ударом морского электрического ската.

фото i2.wp.com

В XIII веке был открыт эфир, обезболивающие свойства которого описал еще Парацельс. Во второй половине XVIII века появилась закись азота, так называемый веселящий газ. Следующим открытием в анестезиологии стал хлороформ.

— Боль — защитная реакция организма, — вступает в разговор анестезиолог УЗ «Минский городской клинический онкологический центр» Максим Рабцевич. — Она не только доставляет массу страданий, но и зачастую мешает лечению, особенно хирургическому. Поэтому врачи и ищут лучшее средство от боли. Сейчас ни одна болезненная медицинская манипуляция не обходится без применения анестезии. В переводе с греческого слово «наркоз» означает «оцепенение, паралич». Как и любое лекарство, это нагрузка на организм. Но анестезия не идет ни в какое сравнение с хирургическим стрессом.

— Почему разным пациентам дают разный наркоз?

— Решение о применении той или иной анестезии принимается врачом анестезио­логом‑реаниматологом исходя из сложности оперативного вмешательства, того, где (на каком участке тела) оно будет выполняться и надо ли, чтобы пациент был в сознании… Даже при наложении швов на рану при глубоком порезе пальца применяется так называемая инфильтативная анестезия. Не говоря уже о больших операциях на грудной или брюшной полости, шее, сердце, где используют уже общую анестезию, то есть наркоз.

— Хирург оперирует, а анестезиолог?

— Анестезиолог знакомится с пациентом до операции, собирает анамнез, уточняет сопутствующие заболевания и перенесенные операции, выясняет, какие препараты тот принимает или принимал накануне. На основе полученной информации врач‑анестезиолог решает, какой вид анестезии лучше подойдет для конкретного пациента и как правильно подготовить его, чтобы минимизировать риски.
Непосредственно во время операции анестезиолог отвечает за жизнь пациента. Он следит за всеми важными показателями: пульсом, давлением, насыщенностью крови кислородом (сатурацией), кардиомониторингом и многим другим в зависимости от тяжести оперативного вмешательства. Также контролирует глубину и качество анестезии, степень расслабления, борется (не дай бог!) с нештатной ситуацией. Да и после операции еще два часа анестезиолог следит за пациентом.
— Наркоз и анестезия — это одно и то же?

— Не совсем. Анестезия — это общее понятие, определяющее любое обезболивание. Наркоз же — один из видов анестезии.

— То есть анестезия бывает разной?

— Да, общей и местной. Общая (или наркоз) — обратимое угнетение центральной нервной системы с потерей сознания. Местная анестезия — это обезболивание определенного участка тела при полном сохранении общения.

— Это сложный процесс?

— Если мы говорим о наркозе, то он многокомпонентный. Анестетики обеспечивают сон, наркотики — обезболивание, релаксанты расслабляют мышцы. Но бояться этого не стоит.
Современные препараты менее токсичны и аллергенны, более управляемы. Да и щадяще, если можно так сказать, влияют на дыхание и сердечно‑сосудистую систему. Некоторые препараты вообще нивелируют побочные действия друг друга.
— Анестезия вводится по‑разному?

— Да, местная, к примеру, делится на центральную (спинальную или эпидуральную) и регионарную анестезию. В первом случае лекарство через тонкую иглу вводится между позвонками в грудном или поясничном отделе позвоночника. Чаще всего этот метод используют при родах, во время операций в паховой области, органах малого таза и мочеполовой системы. Или же при длительном обезболивании после крупных операций на брюшной полости в сочетании с общей анестезией. Если говорить о периферической (то есть регионарной) анестезии, то наиболее распространена инфильтрационная, блокирующая отдельные рецепторы и нервные сплетения. Например, при наложении швов на рану при глубоком порезе руки. В травматологии широко используется метод проводниковой анестезии, когда можно «выключить» только ногу или руку, но человек при этом будет в сознании, не чувствуя боли.

Что касается общей анестезии, то при длительных операциях на грудной или брюшной полости обычно делают эндотрахеальный наркоз. Для этого в организм человека через специальную трубку вводится газообразный анестетик. Препарат через легкие попадает в кровь, а из нее — в центральную нервную систему, вызывая тем самым сон. Из преимуществ — полная управляемость и относительная безопасность.

— Каковы тренды современной анестезии?

— Мультимодальность. Это одновременное применение нескольких обезболивающих препаратов и/или методик обезболивания. Наиболее широко этот метод применяют в «большой» хирургии, что позволяет достичь адекватного обез­боливания с минимальным риском побочных эффектов как во время, так и через несколько суток после операции.  
Мультимодальная методика снижает реакцию организма на болевой стресс, минимизирует осложнения в послеоперационном периоде и тем самым ускоряет восстановление после операции.
— Какой вид наркоза самый легкий и безопасный?

— Я бы не рискнул конкретно ответить на этот вопрос. Любой метод анестезии подразумевает под собой высококвалифицированную подготовку врача, его знания и умения. Любая операция вне зависимости от ее сложности — это операция. И самый безопасный наркоз — тот, который подходит конкретному пациенту для конкретного вмешательства.

— Есть ли противопоказания для анестезии?

— Безусловно, они есть, но все очень индивидуально. Имеет значение и то, плановое вмешательство или экстренное. В идеале, конечно же, человек должен быть здоров, хронические заболевания в стойкой ремиссии, клинические анализы в норме.

— Как подготовиться к общему наркозу, чтобы его легче перенести?

— Все зависит от вида обезболивания и самого оперативного вмешательства. Обычно за три дня до операции рекомендуется исключить овощи, фрукты и хлеб. За 12 часов нельзя есть. Накануне операции можно позволить себе легкий ужин (йогурт, каша, кефир, творог). Утром разрешается только почистить зубы и прополоскать рот.

Как минимум за сутки (а лучше за месяц) до операции стоит отказаться от курения: оно в разы повышает риск послеоперационных осложнений. Никотин увеличивает нагрузку на сердце, способствуя развитию атеросклероза. Спазм же сосудов вызывает хронический недостаток кислорода во всех тканях. В результате послеоперационная рана плохо заживает.  
За 24 часа до операции стоит отказаться и от спиртного. Алкоголь и анестезия несовместимы и непредсказуемы.
 — А как быть с приемом лекарств?

— Все очень индивидуально. Некоторые группы препаратов (в частности, сердечно‑сосудистые) мы рекомендуем принимать вплоть до операции. Строго под запретом медикаменты, влияющие на реологические свойства крови (например, аспирин, варфарин и т.д.). Также стоит предупредить врача о приеме сахароснижающих препаратов и инсулина. Поскольку перед наркозом нужно быть натощак, уровень глюкозы в крови может резко снизиться, вызвав гипогликемию. У диабетиков ее показатели контролируются и перед операцией, и во время ее. Врач‑анестезиолог решает, какие лекарства исключить, а какие добавить в предоперационную подготовку пациента.

— Можно ли проснуться во время операции?

— Конечно же, нет. Такой вопрос, наверное, задают любители американского триллера «Наркоз», где мужчина проснулся во время операции, а никто из врачей этого не понял. На самом деле это невозможно. Анестезиолог, следя по мониторам за состоянием больного, увидит изменяющиеся параметры задолго до его пробуждения. Да и хирурги заметят повышенную кровонаполняемость сосудов. К тому же на операции с пациентом работают минимум четыре человека с медицинским образованием.

— Какие осложнения возможны после перенесенного под наркозом оперативного вмешательства?

— Слабость, тошнота, болезненные ощущения в горле, головная боль. Как правило, через сутки все эти симптомы исчезают.

— А если требуется еще одна операция, какой перерыв желателен между наркозами?

— 3 — 6 месяцев. Это будет зависеть от объема и длительности предыдущего вмешательства, восстановления пациента и сроков его реабилитации.

— Говорят, что наркоз отнимает три года жизни…

— Это всего лишь страшилка. Наркоз не может сократить продолжительность жизни, а вот отсутствие своевременной помощи убавляет ее гораздо быстрее. Конечно, сложно прожить жизнь, не испытав на себе хотя бы раз анестезию. И бояться этого не стоит.


tyshkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter