Эксклюзивное интервью министра торговли Валентина Чеканова накануне Дня работников торговли

Без ажиотажа и дефицита

Торговля наша динамична. Широкий ассортимент любых товаров, нет ажиотажа и дефицита. Но так ли все гладко на самом деле?
Торговля наша динамична. Широкий ассортимент любых товаров, нет ажиотажа и дефицита. Но так ли все гладко на самом деле? Об этом — в эксклюзивном интервью министра торговли Валентина Чеканова накануне Дня работников торговли.


— Беларусь не стала исключением в мировом тренде. Активно вступила в фазу общества потребления. За последние 5 лет розничный товарооборот вырос в полтора с лишним раза. Даже сейчас, когда ВВП и реальные доходы граждан снижаются, торговля наряду с сельским хозяйством демонстрирует хоть и небольшой, но рост.

— Скажу откровенно, дается этот рост нам непросто. Сжатие внутреннего спроса привело к снижению оборачиваемости товаров и, как следствие, росту товарных запасов. Скидки, ценовые акции и распродажи, контроль за обоснованностью цен, рекомендации по их уменьшению — вот те «пилюли», которые позволили удержаться на плаву. Например, в первом полугодии в стране проведено более 21,2 тысячи акций, распродаж со скидками и других маркетинговых мероприятий. Полагаю, и впредь производителям и торговле надо активнее пользоваться широкими возможностями снижения отпускных цен и надбавок, в том числе с учетом постановления Правительства, которое позволяет в отдельных случаях реализовывать продукцию по ценам ниже себестоимости.

— Отразилась ли сложная ситуация на потребительском рынке на развитии инфраструктуры?

— Отвечу цифрами. За полугодие в стране появилось более тысячи новых торговых объектов. Всего у нас их свыше 64 тысяч. В итоге имеем показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей 550,7 кв. торгового метра. Не остались мы в стороне от мирового тренда по развитию сети быстрого обслуживания, которая ориентирована на минимальную себестоимость услуг и большие объемы продаж. В стране функционирует 2,9 тысячи таких объектов. Еще планируется открыть не менее 400, в том числе 30 специализированных точек по реализации пива отечественного производства и 22 придорожных кафе и ресторана.

— С начала года в топе новости торговой инспекции Минторга по приостановлению работы магазинов, кафе, ресторанов. Удалось навести порядок?

— Думаю, отчасти да. Грубых и вопиющих нарушений становится гораздо меньше. К сожалению, не всегда профилактические меры, предписания и указания на необходимость устранения недостатков и нарушений законодательства воспринимались бизнесом как сигнал к исправлению ситуации. Поэтому в отдельных случаях приходилось пользоваться полномочиями, которые дал нам Президент. И, например, если количество объектов, в которых устанавливаются факты реализации просроченных товаров, уменьшилось незначительно, то случаев, когда с реализации снимаются товары на десятки миллионов рублей, единичны.

— Министерство торговли постоянно мониторит ситуацию на потребительском рынке, в том числе и рост цен. Нет поводов для беспокойства?

— После стабилизации ситуации на валютном рынке инфляция у нас не превышает 1% в месяц, в мае и июне была 0,7%. С начала года Министерством торговли не принималось решений по повышению цен на регулируемые социально значимые товары (хлеб, мясо, яйца, молоко). Кроме того, определили рекомендуемые торговые надбавки на нерегулируемые товары. Можем оперативно вводить ценовое регулирование на 90 дней на определенный перечень социально значимых товаров в случае возникновения критической ситуации на потребительском рынке по конкретной товарной позиции. К счастью, делать этого не пришлось.

— Доля отечественных товаров на внутреннем рынке хоть и превалирующая, однако имеет нехорошую тенденцию к снижению. Что готовы предпринять?

— По распоряжению Премьер-министра в июне создана рабочая группа для решения проблем взаимодействия сетевой торговли с отечественными производителями. Хотя Министерство торговли и раньше проводило рабочие встречи с крупными сетевыми компаниями о расширении ассортимента отечественных товаров, увеличении объемов их реализации и приоритетной выкладки. Подписаны соглашения о создании равных условий для отечественных и импортных товаров. Предусмотрено обязательное наличие в торговых организациях отечественных товаров согласно нашим перечням с учетом вида и типа торговых объектов, их специализации, размера. Проводим проверки. Нехорошую, как говорите, тенденцию удалось переломить по итогам работы за полугодие. В январе—июне доля отечественных товаров в обороте увеличилась на 0,5 процентного пункта к уровню первого квартала и составила 69,4%.

Тем не менее ежегодный рост ввоза в страну потребительских товаров — это, прежде всего, результат зачастую недостаточной конкурентоспособности белорусской продукции, снижения объемов ее производства. К примеру, в 2014 году из предложенных нами 360 товарных групп на внутренний рынок поступило 57 новых товаров. Из рекомендованных для освоения на 2015 год 365 позиций промышленностью принято пока только 75. Всего за последние пять лет в стране налажен выпуск около 290 новых потребительских товаров. Однако очевидно: этого недостаточно.

— Как обстоят дела с развитием сети общественного питания с белорусской кухней?

— Это сегодня одно из основных направлений развития общественного питания. Более 200 (в Минске — 40) ресторанов, кафе, баров, из них 20 объектов придорожного сервиса, специализируются на выпуске блюд белорусской национальной кухни, то есть имеют их 80% в меню. В той или иной степени такие блюда присутствуют во всех ресторанах и кафе. До конца года планируем открыть еще более 60 специализированных точек общепита с белорусской кухней.

— Выполнена ли программа развития придорожного сервиса?

— По количеству объектов питания на республиканских дорогах мы достигли нормативов: при оптимальном соотношении 1 объект на 30—50 км в среднем имеем одну точку общепита на 30 км. Всего — 529. Но основной вопрос сейчас — качество услуг. 98% придорожных объектов сервиса оснащены терминалами для безналичных расчетов, продают сувениры, меню составляют на русском и иностранном языках, популяризируют национальную кухню. Темпы роста товарооборота в таких кафе и ресторанах выше, чем в целом по стране, — 103,5%, а в Витебской и Минской областях — 106,7% и 105,7% соответственно. Поставлена задача стационарные объекты общепита открывать на всех автозаправочных станциях.

Что касается общепита в целом, то за минувшие полтора года открыто около 800 новых кафе и ресторанов из 7,6 тысячи общедоступных. Наиболее динамично развивается инфраструктура общественного питания в Минске, Гомельской и Витебской областях. Хотя нам еще есть куда расти. В стране на 1000 жителей приходится 38,2 места в кафе и ресторанах, а в Москве, например, 45, в Украине — 41,5 места.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам накануне Дня работников торговли?

— Поздравляю всех работников и ветеранов отрасли, желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия, терпения в работе с людьми, смелых идей и новых перспектив в профессиональной деятельности на благо нашего народа!

aelita@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter