Белорусского спортсмена на чемпионате мира в Катаре заставили пройти лишний круг на дистанции 20 километров

В пятницу ночью на трассе вдоль залива Доха корниш возобновились соревнования спортсменов в видах выносливости. И уже на первой из оставшихся в здешней программе дистанций, 20 километров в спортивной ходьбе у мужчин, не обошлось без скандалов. В центре одного из них оказался белорус Александр Ляхович.



Буквально накануне днем в Дохе началась конференция, посвященная соревнованиям на выносливость в городе. Одной из главных тем предсказуемо стали нечеловеческие условия, в которых на нынешнем чемпионате мира пришлось стартовать марафонкам и ходокам. Представители оргкомитета на все претензии ответили коротко: «Из всех не сумевших добраться до финиша участников, в госпиталь пока пришлось доставить только одного. Да и того сразу выписали. Остальные же после того, как их привели в сознание, покинули медпункт самостоятельно». Аргументы так себе и едва ли способны изменить отношение к проведению заходов и забегов в Катаре. Накануне же к остальным проблемам добавилось еще и судейство. 

Пройти хотя бы 100 метров по улицам Дохи – серьезное испытание даже ночью (днем майку можно менять через три минуты). Пройти километр – заявка на подвиг. Пройти километр после того, как за спиной осталось 20 в режиме соревнований на чемпионате мира, а силы распределены так, чтобы полностью закончиться сразу за финишной чертой, – почти самоубийство. Тем не менее именно это пришлось сделать Александру Ляховичу. Среди фаворитов соревнований на 20 километров белорус не значился. Там оспорить золото японца Тошикадзу Яманиши пытались завоевавший сенсационное серебро 22-летний Василий Мизинов, выступающий в нейтральном статусе (отставание от победителя составило всего 45 секунд), и швед Персеус Карлстрем. Но белорус, можно не сомневаться, этот заход также запомнит надолго. Когда Ляхович прошагал со льдом на шее 20 тяжелейших километров и уже увидел перед собой финишную черту, судьи вдруг указали ему не в финишный створ, а на трассу. Время, что интересно, белорусу в итоге засчитали правильное – 1:44.25, но едва ли это стало компенсацией для спортсмена. 

- Я выходил на старт и понимал, что будет нелегко. Ощущения, будто зашел в баню, где градусов пятьдесят. Приходится работать и сражаться всем организмом. Такого захода в моей карьере еще не было. Я много где выступал, в том же Пекине, но таких условий еще не встречал. Как не видел и такого низкого темпа у всех участников. Даже на стартах многодневок. Все старались хотя бы добраться до финиша. А здесь еще и этот лишний километр…

Скандал на финише «двадцатки» едва не вылился в полномасштабное противостояние. Белорусская команда подавать протест не стала. После выдачи дополнительных медалей по итогам протестов польского метателя молота Войцеха Новицки и испанского барьериста Орландо Ортеги, протестовать на чемпионате мира стало модно. По итогам предварительных забегов в эстафетах, например, оспаривать результаты пытались дважды. Правда, пока безрезультатно. Александр Ляхович же в медальном споре не участвовал, и в лучшем случае организаторы принесли бы извинения. А вот немцы запросто могли устроить настоящий бунт. Финишировавшего в заходе на 20 километров четвертым Кристофера Линке поначалу в финишном протоколе не оказалось вовсе. После возмущения команды и предоставления свидетелей, подтвердивших финиш немца, судьи все же «выкопали» откуда-то результат спортсмена, и скандала удалось избежать. Уже сама эта «процедура» заставляет лишь схватиться за голову. По словам же старшего тренера по спортивной ходьбе, а в прошлом участника многих топовых турниров, Виктора Гинько, за эти дни на трассе от некомпетентности судей пострадали многие. 

- Ляховичу еще, можно сказать, «повезло». На дистанции 20 километров круг всего километр, и поэтому «бонус» оказался не очень большим. Когда мужчины шли 50 километров, польского спортсмена Рафала Августина тоже «потеряли». Представляете: в тех условиях, оставив за плечами полсотни километров адского захода, на котором многих с трассы уносили на носилках, ему пришлось идти еще два километра. Ситуация едва не повторилась во время марафона у девушек. Там одну из участниц также отправили на лишний круг. В том аду! При этом на марафонской дистанции каждая петля равнялась семи (!) километрам. К счастью, тренеры, которые засекали время и отсчитывали круги, начали кричать на судей, и метров через 300 спортсменку, которая к тому моменту уже едва ориентировалась в пространстве, все же удалось остановить.

По словам Гинько, за всю долгую спортивную карьеру, вместившую множество соревнований самого разного уровня и в различных условиях, с такой работой судей он сталкивается впервые. 

- Помню, однажды на Гран-при в Германии шел дождь, а номера клеились на не очень прочный скотч, и у многих участников они попросту отвалились по ходу дистанции. Судьи чуть ли не в лицо запоминали каждого, и в итоге не допустили ни одной ошибки! А ведь здесь мы говорим про чемпионат мира! Очень обидно готовиться весь сезон, тратить время, силы, деньги, рассчитывать показать хороший результат, а вместо этого думать лишь о том, как добраться до финиша и правильно посчитать круги. Знаю, что эти настроения разделяют сейчас очень многие. Надеюсь, из того, что происходит в Катаре, все же сделают правильные выводы, и такая ситуация больше никогда не повторится.

Впрочем, как минимум, еще один адский старт вдоль Доха корниш нас еще ждет. Ночью с субботы на воскресенье на старт марафонской дистанции выйдут мужчины. Беларусь в этом забеге будет представлять Владислав Прямов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter