«Беллегпром»: мировые бренды одежды продолжают размещать заказы на белорусских швейных фабриках

Армани нашего двора

Американские телефоны, произведенные в Китае, японские автомобили, сошедшие с российских конвейеров, французские платья, пошитые на фабриках в Бангладеш, — мировая экономика давным-давно стерла географические границы. Корпорации и компании свободно открывают производства и размещают заказы на разных континентах: это позволяет снижать цену и быть более гибкими на конкурентных рынках. Особенно четко такие схемы работы прослеживаются в легкой промышленности. Вот уже несколько десятков лет наша страна является известной точкой на карте для именитых брендов одежды, которые размещают здесь заказы. В последние годы, к слову, критическая доля зависимости от давальческих схем снизилась, но наши швейные производства все равно продолжают обслуживать интересы крупных домов моды. В выгодах и рисках такого сотрудничества разбирались корреспонденты «Р».

Сотрудничество модных брендов с нашими предприятиями говорит о том, что качество выпускаемой продукции соответствует мировым требованиям.

Вышивали как могли 

Работа входящих в «Беллегпром» предприятий по оказанию услуг по переработке давальческого сырья началась в начале 1990-х годов, вспоминает председатель концерна Татьяна Лугина. Тогда компаниям нужно было выживать, и пошив изделий для зарубежных заказчиков был возможностью сохранить производство. Более того, есть мнение, что белорусская легкая промышленность 20—25 лет назад выходила из кризиса именно благодаря давальческим заказам: все ныне серьезные предприятия, значимые бренды страны начинали именно на таких проектах. 

Однако если два с лишним десятилетия назад доля заказов зарубежных фирм в общем объеме производства предприятий отрасли составляла 80 процентов, то сейчас она заметно снизилась — до 25 процентов. При этом в обувной и текстильной отраслях удельный вес давальческих заказов менее 4 и 5 процентов соответственно. Это связано с увеличением поставки готовых изделий организациями концерна на внутренний рынок страны и за ее пределы.

Среди мировых брендов, которые не первый год сотрудничают с белорусскими фабриками, — немецкие Gerry Weber International AG и WUNSCH & Rudolph e.K, английские Marks & Spencer и Shani Ltd, французские Lener Cordier SA, Pierre Cardin и Lacoste, финский FLARE TRADING OY, латвийский Lauma Lingerie и многие другие. В свое время в Речице шили махровые халаты для Armani, в Кобрине — женские драповые пальто Next, в Бобруйске — продукцию для Nike и Adidas. Татьяна Лугина рассказывает, как выстраивается работа между именитой компанией и белорусским исполнителем:

— Как правило, иностранный заказчик, помимо сырья, поставляет и новые технологии, оборудование. Сотрудничество с нашими предприятиями говорит о том, что качество выпускаемой продукции отвечает мировым требованиям. Особо отмечу: чтобы получить заказы от известнейшего мирового бренда, заказчик приглашает на местное предприятие независимый международный аудит. Выдвигаются очень жесткие требования не только к качеству выпускаемой продукции, строгому соблюдению технологии, но и к условиям труда на предприятии, соблюдению правил пожарной безопасности, производственной санитарии. Лишь после того как устраняются все замечания, на предприятии размещается заказ. 

Европейским заказчикам сегодня выгоднее размещать заказы ближе к своей стране.

Внимание к деталям

В целом работа на давальческом сырье позволяет предприятиям обеспечивать максимальную загрузку производственных мощностей и, как следствие, сохранить производственный и кадровый потенциал, не привлекать дополнительные оборотные средства на закупку сырья и материалов, обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции и ее гарантированный сбыт. В концерне также обращают внимание: белорусские компании выпускают качественный продукт — здесь и достойная сырьевая составляющая, и соответствующие технологические режимы. 

При этом эксперты констатируют: чрезмерная зависимость от давальческих схем дает негативный эффект. Дело в том, что, увлекаясь толлингом (переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции), предприятие рискует потерять свою нишу на рынке товаропроизводителей: нарастает зависимость от внешних заказчиков, утрачиваются традиционные рынки сбыта и собственные торговые марки. Кроме того, сама по себе рентабельность давальческих заказов невысокая. 

Впрочем, сегодня в мировом легпроме наблюдаются интересные тенденции. Если к концу XX века в страны Азии, где была дешевая рабочая сила, переместились основные производственные мощности текстильной и швейной промышленности, то сегодня ситуация начинает меняться. Сейчас экономика и промышленные технологии развиваются так, что с платьями и брюками, пошитыми во Вьетнаме, Мьянме или Китае, все более успешно конкурирует продукция, выпущенная в Европе или в непосредственной близости от ее границ. Этот тренд в 2018 году отразила международная консалтинговая компания McKinsey, которая выпустила исследование под названием «Производство одежды возвращается домой?». Группа экспертов из США и Европы пришла к единому выводу: рабочая сила в Китае перестала быть дешевой, а «Индустрия 4.0» ускорит процесс возвращения легпрома с дальних рынков на родину. В качестве подтверждения того, что европейским заказчикам сегодня выгоднее размещать заказы ближе к своей стране, приводятся интересные цифры: так, джинсы, сшитые в Турции, обходятся европейскому импортеру на 3 процента дешевле, чем привезенные из КНР, если суммировать все затраты на производство, транспортировку и растаможивание. Более того, наряды, пошитые на фабриках Юго-Восточной Азии, попадут на полки западных магазинов в лучшем случае через месяц. Но для современной «быстрой» моды это слишком долгий срок: сейчас из Турции продукцию могут доставить в Германию на грузовом автотранспорте за 3—6 дней, из Мексики в США — всего за 2 дня. 

Три четверти из опрошенных McKinsey 188 топ-менеджеров фешен-индустрии считают, что до 2025 года в отрасли произойдет коренной перелом в пользу ниаршоринга — этим термином обозначают аутсорсинг (перенос) бизнес-процессов в страны, расположенные в географической близости от заказчика. По мнению авторов исследования, страны Восточной Европы, а значит, и Беларусь, относятся к потенциальному региону, где производители смогут размещать заказы. 

Кстати, в концерне «Беллегпром» обращают внимание: многие именитые бренды уже уходят с рынка третьих стран только потому, что приоритетами для своих производств определяют экологичность, условия работы для людей, защиту их прав, неиспользование детского труда и обращают внимание на наш рынок, размещают здесь заказы.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter