Ангел пролетел

Появление британской домохозяйки Сьюзан Бойл в эфире телевизионного шоу «Британия ищет таланты» стало чуть не главной музыкальной сенсацией уходящего года...

Появление британской домохозяйки Сьюзан Бойл в эфире телевизионного шоу «Британия ищет таланты» (английского аналога российской телевизионной программы «Минута славы», идущей на ОНТ) стало чуть не главной музыкальной сенсацией уходящего года. Оказалось, кухарка может великолепно управляться с микрофоном и петь оперные арии не хуже звезд «Ла Скала». Хотя до начала своего номера неуклюжая женщина с растрепанной прической не воспринималась ни телезрителями шоу, ни жюри всерьез. Но это до тех пор, пока Бойл не запела...


И теперь ее дебютный диск опережает по продажам не только новый альбом Уитни Хьюстон, но и переизданные пластинки «Битлз».


Река абсолютной зрительской любви вышла из берегов. Сьюзан доказала, что от трэша до сенсации один шаг, а нам, зашоренным и заштампованным в своем восприятии (ну если без «прически» с тоннами лака — значит, очередная городская сумасшедшая), — стыд и срам. Мы настолько привыкли к «поющим трусам» на экране и на эстраде, что нормальный человек на сцене, одетый скромно, без кричащего варварства в образе часто уже не воспринимается. Достучаться до сердец телезрителей крайне тяжело. Но Сьюзан Бойл это удалось.


Наверняка для британцев шоу «Британия ищет таланты» — зрелище увлекательное, динамичное и непредсказуемое. Кто мог предугадать, что один из его участников взлетит на вершины национальных чартов? У нас же музыкальные программы и шоу, несмотря на их многочисленность и разнообразие, по–прежнему кормят только зажиревший шоу–бизнес, давно превратившийся в пародию на самого себя, ревностно отстаивающего свое место у кормушки — теле– и радиоэфиров. Да, попади Бойл к нашим «экспертам», шансов быть замеченной у нее явно не было бы. Ну сказали бы, что дама не без способностей. Или что у нас в опере через одну солистки так поют. И вообще, довольно небрежна она с музыкальной фразировкой, нет в ней динамики и с дикцией проблемы...


Но домохозяйке повезло попасть в нужное время и в нужное шоу. И теперь дебютный альбом I Dreamed a Dream ставит в Великобритании абсолютный рекорд по числу проданных копий. Британская Фрося Бурлакова взбудоражила весь мир.


Возможно ли у нас такое торжество народного творчества в эпоху тотальной безвкусицы? Кто вложит лишний миллион в никому не известную исполнительницу с феноменальными данными? Кто вообще заинтересован в том, чтобы найти феномен? С ним же потом совершенно непонятно что делать.


У наших продюсеров нет чутья на «самородков», нет заинтересованности в развитии отечественной эстрады, да и внутренняя культура явно не на высоте. По большому счету, они не могут спрогнозировать ситуацию, просчитать на два шага вперед. В то же время, прикрываясь некоей мифической продвинутостью, знанием процесса и музыкальных тенденций, всегда готовы поднять на свои «знамена» любое фрик–кабарэ или трэш–исполнителя — вспомним автора композиции «Белая стрекоза любви», героя рунета Николая Воронова. А потом раздуть из этой стрекозы информационного «слона». В подобной «фрик–музыке» будет все: провокация, вызов, ребячество и дилетантизм. Не будет лишь самой музыки. А если ты не фрик, а просто творческий человек, выпадающий из всех форматов и конъюнктурных требований рынка? Тогда как быть?


Очевидно, что в мировом шоу–бизнесе меняется сама возрастная парадигма: «бойз–бэнды» и девичьи группки вроде «Стрелок» уходят в прошлое. В моде опыт и зрелость. Робби Уильямс, мужественно поборовший алкогольную и наркотическую зависимость, снова выходит к слушателю, чтобы рассказать, «как это было».


У нас же по–прежнему продолжают насаждать ширпотреб. Каждая вчерашняя поклонница группы «Мираж» норовит объявить себя «принцессой ай–рэн–би». Никто не вкладывает средства в зрелых исполнителей, и это настоящая проблема. Мы забываем, что наша песенная традиция глубоко авторская, она всегда опиралась на индивидуальность исполнителя, а не на внешние эффекты. Каким бы зрелищным ни был мюзикл, наш слушатель всегда хотел услышать в песне историю и при этом увидеть в глазах исполнителя сопричастность к этому рассказу, сопереживание. Чтобы дождаться того момента, когда в самодеятельное искусство начнут вкладывать деньги, видимо, нужно обладать поистине ангельским терпением. Таким, каким обладает простая британская домохозяйка Сьюзан Бойл, дождавшаяся своего звездного часа, несмотря ни на что.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter