Активы и пассивы. Что препятствует сближению Беларуси и ЕС.

Со времени, когда стартовала программа «Восточное партнерство», нацеленная на активизацию сотрудничества Евросоюза с восточными соседями, прошел уже год. Чего достигли за это время? К чему стремиться и на что рассчитывать дальше? Эти вопросы обсуждались на неформальной встрече министров иностранных дел стран ЕС и государств – партнеров по инициативе «Восточное партнерство» в польском Сопоте.

Со времени, когда стартовала программа «Восточное партнерство», нацеленная на активизацию сотрудничества Евросоюза с восточными соседями, прошел уже год. Чего достигли за это время? К чему стремиться и на что рассчитывать дальше? Эти вопросы обсуждались на неформальной встрече министров иностранных дел стран ЕС и государств – партнеров по инициативе «Восточное партнерство» в польском Сопоте.

Пока политики пытаются договориться и согласовать подходы, обыватели сетуют на то, что реального, ожидаемого эффекта от сотрудничества не заметно. Дескать, все сводится к обмену делегациями, абстрактным заседаниям, бесконечным заявлениям, переговорам – и не более того. А где же обещанные зримые плоды партнерства? Даже глава Представительства ЕС в Беларуси и Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра довольно сдержан в оценках. «Если говорить метафорически, то осенью 2008 года наступила весна в отношениях Брюсселя и Минска. И сегодня мы с нетерпением ожидаем лета», – уклончиво говорит он. Но, увы, синоптики от политики пока не берутся точно предсказать, когда оно наступит. Уж слишком много оказалось на пути препятствий, расхождений и различных  подводных течений.
Впрочем, окрашивать все только в темно-серые тона было бы неправильно, считает Нина Мазай  – председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности и Комиссии по внешней политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.  И приводит в пример статистику экономической составляющей белорусско-европейского сотрудничества: в страны ЕС сегодня экспортируется более половины белорусской продукции, в Беларусь приходят  европейские инвестиции. Скажем, совсем недавно в Минске работало только два предприятия с французским капиталом, сейчас их 40.
Безусловно, хотелось бы более быстрого продвижения и в политической сфере, в том числе в том, что касается снятия визовых ограничений и восстановления статуса спецприглашенного для белорусского парламента в ПАСЕ. Например, предложение Европарламента о том, что в парламентской структуре «Восточного партнерства» ЕВРОНЕСТ от Беларуси должна участвовать оппозиция, абсолютно не соответствует формату этой межпарламентской структуры. Ведь оппозиционно настроенные политические силы есть в любой стране как Восточной, так и Западной Европы. Везде после выборов находятся и те, кто проиграл и не доволен итогами голосования. Однако никакому другому государству, кроме Беларуси, Европарламент почему-то не предлагает дискриминационных формул участия в ЕВРОНЕСТ. Поэтому озвучивание подобных инициатив – это как минимум проявление неуважения к белорусскому народу и его выбору.
Нина Мазай напомнила, что существует Пражская декларация, подписанная председателем Европарламента и официальными представителями государств ЕС, в  одном из пунктов которой говорится, что национальным парламентам предлагается совместно высказать свое отношение к созданию парламентского измерения «Восточного партнерства». Так вот, Беларусь исходит из того, что интересы страны в этой парламентской структуре должны представлять исключительно депутаты действующего парламента. «Парламентское измерение должно быть парламентским, – убеждена Нина Мазай. – Иначе какой резон был подписывать такую декларацию?»
Депутат Палаты представителей Национального собрания Анатолий Глаз одной из главных проблем, которая тормозит развитие диалога между Беларусью и ЕС, считает отсутствие или, в лучшем случае, серьезный дефицит в европейском сообществе объективной и достоверной информации о Беларуси. Да и откуда ей взяться, говорит депутат, если последние пятнадцать  лет в Брюссель, Страсбург и Вену никого, кроме оппозиции, не приглашали.
– Белорусские парламентарии недавно побывали с официальным визитом во Франции, – приводит пример Анатолий Глаз. – Так вот французские коллеги приветствовали нас очень тепло, аплодировали нам стоя, и это после приснопамятной тенденциозной резолюции ПАСЕ по итогам местных выборов в Беларуси.  Данный визит подтверждает заинтересованность французской стороны в развитии контактов, в частности в урегулировании визовой политики. И в Национальной ассамблее, и в МИДе Франции мы нашли понимание того, что для белорусских граждан должны быть установлены такие же правила выдачи виз для въезда в страны ЕС, как и для жителей других европейских государств.
Что же касается излюбленной европейцами темы о правах человека и выдвигаемых в адрес Беларуси претензий по этому поводу, Анатолий Глаз напомнил, что этот тезис в отношении самых разных стран эксплуатируется с 1957 года и применяется только  тогда, когда кому-то приносит политическую выгоду. За последние три года в Беларуси сделано очень много шагов навстречу ЕС, учтены многие рекомендации европейских структур в части изменения избирательного законодательства, свободы распространения СМИ, либерализации экономики, развития предпринимательской инициативы, налаживания диалога между представителями разных политических сил. Но каждый раз находятся все новые «зацепки», чтобы побольнее ущипнуть официальные белорусские власти. Используя такой ущербный подход, сложно рассчитывать на конструктивный результат.
– В отношениях с Евросоюзом мы взяли уверенный старт, однако неповоротливость, инерционность и бюрократизм громоздкого европейского механизма мешают набрать сторонам нужную скорость, – говорит доцент кафедры международных отношений Белгосуниверситета Андрей Русакович. – Иногда и вовсе после шага вперед делаем два назад. Чтобы ощутимо продвинуться вперед, необходимо разморозить соглашение о партнерстве и сотрудничестве, уйти от политической предвзятости, от шаблонов и двойных стандартов.  
Андрей Русакович считает, что от самого  «Восточного партнерства» вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных решений и действий. Эта инициатива в большей степени направлена на то, чтобы подстегнуть сотрудничество в рамках тех инструментов, которые уже наработаны в сфере транзита, энергетики, транспортной политики, безопасности, экологии. А здесь действительно перспективы открываются огромные, в том числе выход на зону свободной торговли. Но совершенно ясно, что за год-два эти проблемы не решить. Сейчас важно, как в хорошей семье, пройти «притирку», найти общий язык по наиболее чувствительным позициям. А главное,  научиться слышать друг друга, понимать и идти на взаимные уступки.
– Беларусь интересует практическое наполнение программы “Восточное партнерство”, – заявил по итогам встречи в Сопоте министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов. – Важно понимать, что “Восточное партнерство” – это не просто политический лозунг, а гораздо более широкая программа, и пользу от конкретных проектов должны ощутить все страны-участницы. 
По словам Сергея Мартынова, на встрече принято предварительное решение о формировании “группы друзей “Восточного партнерства”. Речь идет о  государствах, которые формально не являются участниками программы  и членами Евросоюза, но в силу географического расположения или иных факторов заинтересованы во взаимодействии. Беларусь считает очевидными кандидатами на включение в такую группу своих партнеров по таможенному союзу – Россию и Казахстан, а также Турцию.
Все предложения, озвученные в Сопоте, будут вынесены на рассмотрение правительств в каждой отдельной стране – участнице саммита.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter