Активны на зарубежных рынках

Некоторым белорусским предприятиям по-прежнему закрыт доступ на российский рынок. Тем не менее в первом полугодии экспортные поставки увеличились на 16,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Валютная выручка выросла на 174,5 миллиона долларов США. Рентабельность продаж мяса составила 4—11 процентов, молочных продуктов — 15—30 в зависимости от группы товаров, сообщил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

Правда, в Минсельхозпроде в таком положении вещей не видят ничего сверхъестественного: все происходящие события закономерны. Одна из причин — рост цен. Впрочем, для развития экспорта характерна цикличность: и за ростом может произойти резкий обвал. Как это уже не единожды было: пик падения цен пришелся на 2014—2015 годы, с 2016-го вновь наметился подъем, который продолжается до сих пор. Это лишь одна сторона медали. Не стоит отодвигать и работу по диверсификации экспорта. Активизировалась она сравнительно недавно, но положительная тенденция наметилась, и можно обозначить первые результаты. В частности, это касается Российской Федерации, удельный вес которой в общем объеме экспорта снизился на три процентных пункта: 91,6 процента. При этом поставки товаров на российский рынок не сократились — наоборот, выросли почти на 13 процентов.

Увеличились объемы и в страны СНГ — 5,3 процента экспорта без учета Российской Федерации. Рост 66,3 процента, или более 65 миллионов долларов. 

Динамично развиваются отношения с Гонконгом и Вьетнамом. В Китай только за первое полугодие отправили молочной продукции на сумму более двух миллионов долларов. В скором времени на китайских прилавках появится и белорусская говядина, осталось устранить небольшие шероховатости, выявленные специалистами ветеринарных служб Поднебесной. В течение года, возможно, начнется поставка мяса птицы. 

В Минсельхозпроде разработали дальнейшую стратегию развития. Продвижение продукции продолжится по трем направлениям: Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Африка, подчеркнул Вадим Богданов. Пронадобится всего несколько лет, чтобы основательно закрепиться в этих регионах. 

Сейчас белорусская продукция представлена в 60 странах мира, среди них только за первое полугодие появилось 16 новых рынков сбыта: Бахрейн, Катар, Монголия, Непал, Бенин, Новая Зеландия, Амман. В странах дальнего зарубежья пользуются спросом молочная продукция, казеин, дубленая кожа, кожевенные краски. При этом продолжается интенсивное внедрение на европейский и рынки стран СНГ. Кстати, в страны Евросоюза объем экспорта составил 14,1 миллиона долларов, это на 56,5 процента больше по сравнению с прошлым годом. Больше продукции поставляется в Германию, Италию, Литву, Польшу и Нидерланды. Неудивительно: Евросоюз привлекает высокой покупательной способностью и твердой валютой. 

Только вот успешному вхождению на рынок мешают таможенные барьеры. Простой пример. Стоимость белорусских сыров на европейских прилавках вырастает вдвое. Какая тут конкурентоспособность! Правда, касается это далеко не всех молочных продуктов. 

В первом полугодии вырос экспорт свинины в 2,3 раза. Увеличились поставки готовых колбасных изделий на 45,2 процента, сухой сыворотки и концентратов — на 15,4, картофеля — на 19 процентов. Экспортировано 385 миллионов яиц. Комментируя ситуацию, которая сложилась на европейском рынке, Алексей Богданов пояснил: Беларусь яйца не импортирует. Во-первых, в Европе они стоят дороже. Во-вторых, в Беларуси и своих яиц с лихвой — предприятия производят около 4 миллиардов штук ежегодно, из них порядка 900 миллионов идет на экспорт. 

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter