Звучи — и не молчи!

Кто крайний в очереди за авторскими отчислениями?

Кто крайний в очереди за авторскими отчислениями?


Недавно гостиницы Санкт–Петербурга всколыхнули проверки. Сотрудники ГУВД инспектировали номера, помечали, установлены ли там телевизоры, радиоприемники или иные звуковоспроизводящие устройства. И требовали у владельцев предъявить договор с авторами и правообладателями транслируемой музыки на выплату вознаграждения. В Интернете эта новость вызвала самые противоречивые отклики. Чем не повод выяснить, приносят ли у нас произведения дивиденды авторам?


Несколько лет назад всеобщее внимание было приковано к таксистам. Действительно, поди разберись, с какой целью водитель машины с шашечками включил магнитолу? Может, рассчитывал на чаевые за безукоризненное обслуживание? Но не исключено, что и просто слушал музыку себе в удовольствие. Как иначе взбодриться шоферу за баранкой, если впопыхах и перекусить–то бывает некогда? Правда, в аналогичной ситуации в странах Балтии на досужие выяснения времени не теряют: принято платить — и платят.


Зато не возникает разногласий в случае с «музицирующими» телеэкранами в Минском метрополитене. Организация, которая демонстрирует клипы и рекламу в «подземке», заключила договор с Национальным центром интеллектуальной собственности.


— А сейчас в Витебске владельцы сети маршрутных такси подумывают о том, чтобы развесить мониторы в машинах и транслировать рекламные ролики, — рассказывает Алексей Бичурин, начальник Центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности. — Факт коммерческого использования очевиден, поэтому и оплата авторского вознаграждения должна производиться. А как по–другому?


Надо признать, в гостиничном бизнесе все обстоит несколько иначе. Набрав наугад номера нескольких минских отелей, удалось выяснить, что в большинстве случаев сотрудникам о необходимости отчислений в организацию по коллективному управлению авторскими правами ничего неизвестно. Лишь в гостинице «Юбилейная» подтвердили, что подобная практика какое–то время там существовала.


— Если есть телевизор и радиоточка, на стоимости номера это наверняка отразится. А за использование произведений во всем мире принято платить, — подчеркивает юрист Андрей Шелест.


Несколько лет назад он сам отстаивал в суде интересы наших артистов: авторов и других правообладателей композиций. И успешно! Выиграл дело у владельцев кафе, в котором ретранслировалась музыка с одной из белорусских FM–радиостанций. Почему–то о выплате небольшого в общем–то процента рестораторы не побеспокоились. В последнее время, впрочем, неплательщиков становится все меньше.


— Еще лет 5 назад многие казино, рестораны, бары и кафе, которые без напоминаний платят сейчас, отчислять вознаграждения авторам не спешили. Просто мы постепенно приходим к той правовой ситуации, которая существует в странах Западной Европы или Америке уже давно. Там даже железные дороги и авиаперевозчики делают отчисления на авторское вознаграждение, — уверяет солист группы J:Морс Владимир Пугач.


С проблемой обаятельный автор и исполнитель хитов, занимающих верхние строчки музыкальных рейтингов, знаком не понаслышке. Юрист по образованию сам занимался публичным правом. И хотя самостоятельно уличить недобросовестных предпринимателей в мошенничестве попыток не делает, всякий раз, когда Национальный центр интеллектуальной собственности устанавливает подобные нарушения, со своей стороны Владимир старается помочь в разбирательствах. Однако далеко не все композиторы привыкли отстаивать собственные интересы.


— В спорной ситуации решающий довод со стороны нарушителей обычно следующий: «Зачем стараетесь? Претензий от самого автора не поступало, значит, он не против того, чтобы мы крутили его композиции», — рассказывает Алексей Бичурин.


Cпециалисты Национального центра интеллектуальной собственности давно привыкли к тому, что буквально каждого потенциального плательщика убеждать в необходимости соблюдать букву закона им приходится лично. До гостиниц–отелей пока не добрались, разобраться бы с точками общественного питания. Нередко упрямствуют, скажем, владельцы ресторанов национальной кухни. Зачем, дескать, раскошеливаться здесь, в Беларуси, за французский шансон? Но, оказывается, в любой стране «авторские» собираются вне зависимости от национальности правообладателя, которому принадлежит произведение. Ряд соглашений о взаимном сотрудничестве существует между правовыми организациями в разных странах — и деньги перечисляются точно по адресу.


Но от помощи правоохранительных органов в Национальном центре интеллектуальной собственности не отказались бы. Увы, установить факт нарушения весьма непросто: дежурить в увеселительном заведении пришлось бы с момента открытия и до полуночи. Понятно, у милиции есть дела и более важные. Да еще и набивший оскомину стереотип о том, что защита авторских прав — дело частное и сугубо личное. А расставаться с иллюзиями всегда непросто...


Кстати


Минимальные ставки авторского вознаграждения у нас в стране утверждены постановлением Правительства. С доходов организации, которая осуществляет использование объектов авторского права, в большинстве случаев отчисляется 1%. А если речь идет о выпуске аудиокассет и компакт–дисков, распространении через мобильную связь или Интернет, то и ставки выше — от 8 до 15% дохода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter