Звезды при дневном свете. Школьник Артем Моргунов стал единственным за последнее время европейцем, взявшим золото международной олимпиады по биологии.

Летом 2008 года далекий Бомбей награждал победителей очередной международной олимпиады по биологии. Когда на сцену поднялся десятиклассник лицея БГУ Артем Моргунов, зал буквально взорвался аплодисментами: Артем стал единственным за последние несколько лет европейцем, добившимся на этих соревнованиях золота. Был, правда, в числе первых еще школьник из Германии, но он оказался этническим китайцем.

Летом 2008 года далекий Бомбей награждал победителей очередной международной олимпиады по биологии. Когда на сцену поднялся десятиклассник лицея БГУ Артем Моргунов, зал буквально взорвался аплодисментами: Артем стал единственным за последние несколько лет европейцем, добившимся на этих соревнованиях золота. Был, правда, в числе первых еще школьник из Германии, но он оказался этническим китайцем.

— Видимо, это проблема того, что называют менталитетом, — оценивает скромные успехи европейцев Артем Моргунов, ныне второкурсник факультета биологии Белгосуниверситета. — К тому же в европейских странах, за небольшим исключением, не уделяется много внимания подготовке к предметным олимпиадам.
Нашему земляку с “менталитетом” и подготовкой явно повезло:
— Отчетливо помню, что увлекся биологией в 6-м классе, — рассказывает Артем. — В ту пору я читал все, что попадало под руки. У меня до сих пор, как я шучу, “наркозависимость” от букв. Учительница биологии это заметила и помогла с литературой.
Буквально через три месяца Артем впервые выступил на олимпиаде и сразу дошел до городского уровня. В документах он значился восьмиклассником — организаторы решили не смущать старшеклассников, с которыми состязался мальчик. Начиная со следующего года мой собеседник пять лет подряд был лучшим по биологии среди школьников Беларуси. Задолго до оваций в Бомбее ему хлопали участники республиканских состязаний.
— Во время апелляций участники вправе указывать жюри на ошибки и отстаивать свою точку зрения. Я из любви к истине и искусству полемики всегда находил уязвимые места заданий, поэтому запомнился. Кое-что для себя в этих спорах, конечно, почерпнул.
В 2007 году Артем Моргунов стал серебряным призером международной олимпиады в Саскатуне (Канада), в 2008 съездил в Бомбей за золотом. К сожалению, по условиям биологической олимпиады участник не может выступать больше двух раз. Не будь этого ограничения — кто знает? — может, увез бы представитель Беларуси и абсолютное золото, как это случалось на международных соревнованиях по химии, физике, информатике...
Последний год детства Артем потратил на реализацию своих желаний: увлекся программированием, астрономией, а весной, накануне выпускного, пошел учиться танцевать: “Я  слишком много хочу, и за все хватаюсь”. Под занавес 11-го класса вновь показал абсолютный результат на республиканской олимпиаде и... исполнил на сцене вальс.
Легко ли привыкшему ко вкусу побед школьнику превращаться в рядового трудягу-первокурсника?
— Студенчество — это намного серьезнее, — соглашается Артем. — Пора выбирать, что тебя интересует больше, специализироваться, работать руками. Меня привлекает возможность работать с ДНК, поэтому с первого курса попал в университетскую лабораторию молекулярной биологии. Затем круг научных интересов расширился, в Институте биоорганической химии Национальной академии наук занимаюсь исследованиями в области онкологии.
Суть исследований студента Моргунова — причинно-следственные механизмы возникновения рака на уровне ДНК и РНК.
— ДНК — наследственный материал клетки, — объясняет Артем. — Когда возникает рак, активность отдельных генов меняется. По этой причине меняется концентрация разных видов РНК, которые являются переносчиками информации между ДНК и белками. Я стараюсь исследовать эту зависимость и выяснить, какие гены при возникновении определенных опухолей становятся активнее, а какие, наоборот, угнетаются. Это важно не только при диагностике онкозаболеваний — возможно, мы подойдем к вопросу об их причинах.
— Долгосрочных планов, — признается Артем, — не строю: они имеют тенденцию не сбываться. Занимаюсь учебой, наукой, а в качестве хобби играю в “Что? Где? Когда?”. Хорошая игра, развивает мышление и умение работать в команде. Наша сборная состоит из студентов нескольких вузов — БГУ, БНТУ, БГУИР. 

Знатокам из числа читателей “НГ” Артем по моей просьбе задал вопрос на засыпку:

— Осип Мандельштам в своем произведении “Египетская марка” упоминал “холодный эфес хрупкой бескровной шпаги”, отбитой у “нее”. “Она” вместе с некоторым музыкальным инструментом упоминается в произведении одного из современников Мандельштама. Назовите музыкальный инструмент.
Если в вашей голове, как и в моей, вертятся скрипичные смычки и барабанные палочки, слушайте подсказку: Мандельштам так образно описывает сосульку. Отбита она, разумеется, у водосточной трубы. А сыграть ноктюрн на флейтах водосточных труб пробовал современник Мандельштама Владимир Маяковский...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter