Зубочистки, утюги и еще 82 проекта

В 2011 году намечено произвести дополнительный объем товаров

Дополнительный объем потребительских товаров для белорусского рынка намечено произвести в 2011 году. С этой целью разработана новая редакция мероприятий по созданию новых организаций и производств отдельных товаров на 2010—2011 годы, которая изменена более чем наполовину.

Задача более чем актуальная в сегодняшних условиях. Трудности на валютном рынке, которые ударили по импортерам потребительских товаров, открывают новые возможности для отечественных производителей, может быть, за исключением тех, кто абсолютно зависим от привозного сырья. Как сообщила пресс-служба правительства, мероприятия утверждены постановлением Совета Министров № 528 от 25 апреля, которое изменило и дополнило постановление Совмина от 11 июня 2010 года № 894. Такая необходимость возникла, чтобы корректировать действия, намеченные на 2011 год для насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами и увеличения их поставки на экспорт.

И ведь уже не первый раз на самом высоком уровне отмечается, что в стране не производятся некоторые вполне элементарные товары, для которых при этом есть и собственное сырье. Прежде всего это касается ряда товарных групп бытовой химии, косметики и парфюмерии, лекарственных средств, галантереи, гигиенических товаров и бумажных изделий. И, если разобраться, имеется отечественное сырье и для зубочисток, и для памперсов. Ранее министерствами и ведомствами, а также облисполкомами и Минским горисполкомом предусматривалось реализовать 82 мероприятия по созданию новых организаций и производств отдельных товаров, в том числе 74 мероприятия, по которым производство должно быть обеспечено в 2010 году. Что ж, в прошлом году объем производства продукции по этим заданиям составил около 612,7 млрд. рублей, или 97,2 % от планируемого и 138,9 % к соответствующему периоду предыдущего года (441 млрд. рублей). При этом практически по всем намеченным пунктам было налажено производство продукции.

Но не все министерства и ведомства в полной мере сделали все, что было необходимо. В целом не достигнуты запланированные объемы производства по 30 мероприятиям примерно на 118 млрд. рублей. Этот факт и стал поводом для появления нового постановления, которое корректирует объемы производства по 19 мероприятиям Министерства промышленности и концерна «Беллегпром», а также включает 26 новых мероприятий. Планы на 2011 год более весомы: объем производства продукции составит свыше 954 млрд. рублей, на 201,4 млн., или на 27,5 %, больше, чем предусматривалось прежде.

Отечественному рынку эти меры должны дать дополнительный объем реализации потребительских товаров. Это позволит повлиять на сокращение в 2011 году отрицательного сальдо внешней торговли этими товарами и увеличить налоговые и неналоговые поступления в бюджетные и внебюджетные фонды.

Запланировано создание производств многих видов товаров. Это продукты питания, лекарственные, косметические и синтетические моющие средства, галантерейные товары, бытовая техника, посуда, мебель и другие товары. Только концерну «Белбиофарм» предписано реализовать сразу 34 проекта в рамках государственной программы импортозамещения. Свои задания на сей счет получили ведущие предприятия отрасли: Борисовский завод медпрепаратов, «Белмедпрепараты», Несвижский завод медпрепаратов, «Минск­интеркапс», «Лекфарм». В основном речь идет о создании лекарственных средств, но также и об освоении различных товаров медицинского назначения.

Правительство требует заметно нарастить объемы выпуска парфюмерно-косметической продукции и моющих средств. Дело в том, что по парфюмерии и косметике импорт занимает 65—70 %, а по бытовой химии до 80 % рынка. Здесь в списки получивших задания попали и частные производители («Белита», «Витэкс», «Модум», «Белкосмекс»). Кроме стиральных порошков и жидких моющих средств, требуется наращивать выпуск шампуней и средств по уходу за волосами. Озаботились в правительстве развитием производства целлюлозно-бумажных изделий (бумажные салфетки, скатерти и т.п.) и приростом выпуска электротехники и электроники (СВЧ-печи, утюги, пылесосы). Тут два момента. С одной стороны, есть реальные плюсы для производств, которые базируются в основном на своем сырье. И белорусские зубочистки или салфетки не представляются чем-то невероятным. С другой стороны, труднее будет производителям сложной бытовой техники или химии, где велика доля импортных составляющих (сырья и комплектации). Ведь и основная база комплектующих для электроники, и поверхностно-активные вещества для моющих средств по-прежнему импортные… Еще один аспект чисто психологический: на многих крупных заводах до сих пор не преодолели остаточный принцип и пренебрежительное отношение к ТНП, выработанное в прежние годы. Реальность заставляет расставаться с такими подходами, вредными для эффективности предприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter