Зоология — на благо человека

Известно, что уровень применения химических и технических мер интенсификации земледелия — на грани экологической безопасности. В то же время почвенная фауна, основной источник формирования ее плодородия неуклонно сокращается и исчезает

Известно, что уровень применения химических и технических мер интенсификации земледелия — на грани экологической безопасности. В то же время почвенная фауна, основной источник формирования ее плодородия неуклонно сокращается и исчезает. 

Сразу три важные проблемы способна успешно решать такая технология на основе живых объектов, как вермитехнология, а именно культивирование специальных высокопродуктивных штаммов кольчатых или земляных червей. Эта технология  позволяет получать ценнейший субстрат для восстановления плодородия почв, утилизировать неограниченные объемы широкого спектра промышленных и бытовых органических отходов, получать сравнительно дешевый полноценный белок с богатым аминокислотным составом, обладающий биостимулирующими свойствами, который уже сейчас используется в передовых странах не только в животноводстве, но и в косметической и фармацевтической  индустрии. 

И если технологии получения биогаза из растительного сырья получат развитие в нашей энергетике, то вермитехнология на отходах брожения не только решит проблему их утилизации, но и существенно повысит рентабельность всего производственного цикла. 

Проблема  экологического оздоровления озeра Нарочь уже не раз рассматривалась на высоком уровне. НАН Беларуси внесен ряд конкретных предложений по способам и мерам улучшения  экологической ситуации. 

Известно, что одной из главных причин низкой эффективности науки является слабость механизмов внедрения результатов в практику. Возможности улучшения такого механизма показал наш опыт создания научно-практических подразделений — секторов внутри такой сугубо научной организации, еще недавно занимавшейся в основном фундаментальной наукой, как Институт зоологии НАН Беларуси. Выполняя непосредственные заказы потребителя, эти подразделения успешно вовлекают в  научно-производственный процесс как всю накапливаемую базу научных знаний института, так и самих сотрудников. 

Создав за 3 года в структуре института 3 научно-прикладных сектора — охотоведения, заповедного дела,  мониторинга и кадастра животного мира, мы быстро на деле убедились в их эффективности. В текущем году при том, что в секторах задействованы всего 20 % от общей численности сотрудников, через них осваивается около 50 %  договорных финансовых средств института. Не говоря уже о том, что приток средств за эти годы в целом возрос в 5 раз. 

Этот опыт, я думаю, может оказаться небезынтересным и для других. 

Очевидно, что такой же механизм взаимодействия интересов реального сектора и науки, но на более высоком организационном уровне, обеспечивает и создание научно-практических центров на базе научных институтов и опытно-производственных структур. Поэтому я не могу не обратиться с просьбой — поддержать проект указа о создании научно-практического центра НАН Беларуси по биологическим ресурсам, включающего академические институты и хозяйственно-экспериментальные учреждения биологического профиля. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter