Золотой шепот

ОДНА из немногих сохранившихся святынь, связанная с земной жизнью Христа, из России вот-вот прибудет в белорусскую столицу. Ковчеги с дарами — впервые за всю историю — покинули стены монастыря Святого Павла на Афоне, где хранятся постоянно. Великая христианская святыня теперь стала доступна верующим вне пределов Греции. Как уже сообщала «СГ», до 24 января святыня будет выставлена для поклонения в Доме милосердия в Минске. В Рождественский сочельник все христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов новорожденному Христу, которых привела к нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары — золото, ладан и смирну. Частицы Даров волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

Дары волхвов доставили в Минск накануне Крещения

ОДНА из немногих сохранившихся святынь, связанная с земной жизнью Христа, из России вот-вот прибудет в белорусскую столицу. Ковчеги с дарами — впервые за всю историю — покинули стены монастыря Святого Павла на Афоне, где хранятся постоянно. Великая христианская святыня теперь стала доступна верующим вне пределов Греции. Как уже сообщала «СГ», до 24 января святыня будет выставлена для поклонения в Доме милосердия в Минске. В Рождественский сочельник все христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов новорожденному Христу, которых привела к нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары — золото, ладан и смирну. Частицы Даров волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

Волхвами на Древней Руси называли языческих жрецов-служителей дохристианских культов. О них рассказывают много чудесного: будто те знали язык птиц и зверей, тайную силу камней и растений, умели предсказывать грядущие события по движению звезд и планет. Именно от слова «волхв» происходит слово «волшебство». Волхв — славянское слово, а в Греции, Персии, Вавилонии, Месопотамии таких людей называли магами, их учение — магией.

В Евангелии от Матфея рассказана история о трех волхвах — Бальтазаре, Гаспаре и Мельхиоре, которые по появлению на небе прекрасной яркой звезды предсказали Рождение Иисуса Христа. Жили эти волхвы в Персии, далеко от Палестины, где родился Иисус, но, увидев звезду, решили отправиться в путь, чтобы увидеть чудесного младенца и поклониться ему.

Согласно традиции, волхвов изображают людьми трех возрастов и трех сторон света: Бальтазар — юноша, африканец, Мельхиор — зрелый мужчина, европеец, Гаспар — седой старец, представитель Азии.

Путь их был труден, но прекрасная звезда светила и вела за собой. Когда же, наконец, волхвы достигли города Вифлеема, звезда остановилась над домом, где обитало святое семейство. Они поняли, что добрались до заветной цели, поклонились Иисусу и принесли дары — золото, смирну и ладан. Символический смысл даров означал, что Иисус обладает всеми достоинствами, или, по-другому, благодатями царя, предводителя народов (это символизировало золото — метал царей), священника (об этом свидетельствовал ладан) и воина (о том говорила смирна — душистая смола, которой натирали тело перед битвой. Ею также пользовались во время траурных церемоний, провожая воинов в последний путь).

Возвращаясь на родину в Персию, волхвы останавливались в разных городах и всем рассказывали о чудесном младенце, которого видели в Вифлееме. Так они возвещали людей о приходе Спасителя, ознаменованном звездой. Сейчас три волхва почитаются христианами как святые, прах их покоится в Кельнском соборе. И над их могилами сияет изображение звезды, названной Вифлеемской.

В 1164-м император из династии Гогенштауфенов — Фридрих Барбаросса — принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кельн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло свою роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кельна. Интересно, что короны трех волхвов по сей день украшают городской герб.

Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего успения она передала их Иерусалимской церкви, где те находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их уже поместили в храме Святой Софии.

В 1453-м султан Мухаммед II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить свое существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404—1451 гг.). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города, как гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший ее религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь, султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя.

Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия — вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил ее отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался шепот, рассказывающий о чудесном рождении в мир предвечного младенца...

КСТАТИ

Реликвию будет сопровождать монашеская делегация во главе с настоятелем обители святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом). Святыню выставлена в храме в честь святого Иова Многострадального Дома Милосердия (Минск, район станции метро «Восток»). С 18 до 23 января доступ к святыне будет организован с 8.00 до 22.00, а 24 января Дары, как ожидается, повезут в Киев.

СПРАВКА «СГ»

СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росный ладан, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии, символ жертвы Христа, дар тому, кто должен умереть.

ЗОЛОТО — дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царем.

ЛАДАН — дар Ему как Богу.

Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорожденным.

Подготовила Лариса ЖИЛУДЬКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter