«Золотой» мусор

Мусор у дорог Минщины лишил их 10 подземных переходов

Затраты на уборку возросли до такого уровня, что теперь их можно исчислять построенными подземными пешеходными переходами

Так, в 2010 году на наведение чистоты только на дорогах РУП «Минскавтодор-Центр» (республикан­ские дороги столичной области) была затрачена сумма, эквивалентная стоимости, как минимум, 10 таких тоннелей.

Как сообщил начальник управления содержания автодорог, искусственных сооружений и безопасности движения предприятия Андрей Шишов, в прошлом году стоимость дорожной чистоты составила порядка 11 млрд. руб. Убирать мусор возле дорог, на площадках отдыха, автобусных остановках, в полосе отвода приходится часто: на важнейших направлениях — 2 раза в день, на дорогах с меньшей интенсивностью движения — 1 раз в один-два дня. Особенно показателен тот факт, что уже на обратном пути после уборки любого подведомственного предприятию участка дороги впору снова браться за метлу. Между тем 24 часа в сутки заниматься исключительно этим вопросом дорожники не могут: перед ними стоит множество других задач, важнейшие из которых направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и качественное обслуживание дорожной инфраструктуры.

Кто же платит за дорого­стоящее удовольствие сорить где придется? Ответ однозначен — сами налогоплательщики: деньги на уборку мусора — это часть средств, выделяемых из госбюджета на содержание дорог.

Самые активные «засорители» дорог — садовые товарищества, большинство из которых не считает целесообразным централизованно осуществлять сбор мусора, заключая договора на его вывоз, ведь за это необходимо платить деньги, а к автобусной остановке его можно отнести бесплатно. В качестве отрицательного примера можно привести две дороги: Заславль—Дзержинск—Озеро и Минск—Калачи—Мядель, автобусные остановки которых после выходных превращаются в мини-свалки. Добавляют работы и водители мусоровозов: некоторые из них не удосуживаются опустить крышку люка во время движения, в результате чего мусорный шлейф иногда сопровождает машину на протяжении многих километров.

Повлиять на ситуацию, не имея полномочий как-то наказывать любителей мусорить, практически невозможно. Единственное, что могут сделать дорожники, — это воззвать к совести людей: соответствующая информация размещается в СМИ, на стендах площадок отдыха, остановочных пунктах и т.п. В какой-то степени помогают сотрудники Госавтоинспекции. Между тем они главным образом обращают внимание на нарушения, связанные с угрозой безопасности на дорогах, в частности, выбрасывания предметов из транспортных средств.

Полномочия на применение санкций в данной ситуации есть у органов государственного санитарного надзора. Однако белорусское законодательство спрашивает с тех, кто убирает, а не с тех, кто мусорит. В частности, Кодексом об административных правонарушениях преду­смотрено наложение штрафа за нарушение санитарных правил лицами, обязанными соблюдать эти правила, юрлицами и индивидуальными предпринимателями.

Иными словами, штрафные санкции могут быть применены к садовому товариществу (юрлицо), но не могут быть применены к дачнику, действующему от своего имени (физлицо). То есть если человек выбросил мусор со своего дачного участка, то санкции санитарного органа к нему не применяются, если же выброшенные отходы имеют отношение к садовому товариществу, то орган санитарного надзора имеет право наложить штраф. Однако к юрлицам, обязанным соблюдать санитарные правила, относятся и дорожные службы, в данном случае никак не защищенные законодательством. Более того, по усмотрению надзорного органа санкции могут быть применены к должностному лицу, то есть к мастеру или начальнику участка дорожного управления, на подведомственной территории которого располагается «замусоренный» объект. Действенной мерой могли бы стать рейды органов санитарного надзора по выявлению тех, кто мусорит, а не тех, кто убирает, однако можно представить, насколько трудно доказать, что отходы принадлежат именно товариществу, а не конкретному гражданину. В этой ситуации наказать дорожную службу объективно проще, поэтому в борьбе за деньги, которые тратятся на уборку мусора, помощников у дорожников нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter