Золото «СКИФов»

Российские и белорусские ученые создали 16 суперкомпьютеров, перешагнувших терафлоповый рубеж – триллион операций в секунду Суперкомпьютеры в России существовали и ранее, но союзный проект «СКИФ» (Совместная компьютерная инициатива «Феникс») за 2000–2004 годы принес целое семейство, которое было выстроено по одному образу и подобию, а значит, машины могли легко интегрироваться друг с другом. Кроме того, впервые создана инфраструктура удаленного доступа пользователей к суперкомпьютерам. В Беларуси появился суперкомпьютерный центр, а в высших учебных заведениях начали готовить специалистов по параллельному программированию. Специалисты сравнивают эти машины со стратегическим вооружением.

Супермашины сразу же стали приносить ощутимую отдачу. Например, в Беларуси с использованием «СКИФа» были отработаны качественные параметры проточных частей корпусов турбины турбокомпрессора для Борисовского завода агрегатов, благодаря чему удалось в кратчайшие сроки получить результаты, соответствующие требованиям Евро-2.
Сейчас все крупнейшие производители, как правило, имеют собственный суперкомпьютерный центр. Тот же «Форд» на эти цели ежегодно тратит не менее полмиллиарда долларов. Но средства очень скоро окупаются: суперкомпьютеры позволяют быстрее разрабатывать новые образцы техники, проводить комплексные виртуальные испытания. На Минском заводе колесных тягачей, БелАЗе, Белкарде и других крупнейших предприятиях Беларуси это прекрасно понимают, поэтому активно используют мощности суперкомпьютеров.
Минский автозавод с использованием суперкомпьютеров проводит виртуальные испытания машин при их столкновении с неподвижными препятствиями и тем самым экономит миллионы долларов. Суперкомпьютерные разработки также значительно удешевили реализацию союзных программ по космической тематике.
Программа «СКИФ» была принята в конце 1999 года. В основу своих разработок белорусские и российские ученые положили одно из перспективнейших направлений развития высоких информационных технологий – параллельные вычисления.
К тому времени, несмотря на то что за рубежом уже появились реальные суперкомпьютерные конфигурации с соответствующим доступным программным обеспечением, включая средства поддержки параллельных вычислений, в России и Беларуси реальных предпосылок для создания суперкомпьютеров не было.
У нас уже имелись серьезные наработки в области параллельных архитектур, но не было практической базы для реализации этих наработок – современных программно-аппаратных средств для вычислительных узлов кластера и высокоскоростных коммуникационных сетей. Такие средства в принципе существовали за рубежом, но они отсутствовали на компьютерном рынке. Как только в 2000 году у нас появилась возможность свободно приобретать различные высокотехнологичные средства, реально стартовала союзная программа.
Обладание все большими вычислительными мощностями имеет стратегическое значение для развитых государств, сравнимое со значением ракетно-ядерного потенциала. В связи с этим среди ведущих промышленных стран идет острое соперничество за обладание все более совершенными компьютерными технологиями как важным стратегическим ресурсом.
Конечно, удерживаться во всевозможных топах – задача не из легких. Конкуренты постоянно наступают на пятки. В развитых странах растут «силиконовые долины», новые страны берутся за выпуск суперкомпьютеров. Но мы же не сидим на месте. Технопарки и новые союзные программы должны удержать и усилить позиции Союзного государства.
В начале этого года  в Томском государственном университете состоялось открытие суперкомпьютера «СКИФ Cyberia», получившего имя от смешения слов cyber и Siberia («кибер» и «Сибирь»). Он представляет себой двухъядерный кластер, объединяющий 283 вычислительных узла. Масштабы его использования чрезвычайно широки: предсказание погоды, инженерные расчеты, генетика, астрономия, моделирование взрывов и ядерных испытаний. Наша оборонная промышленность должна быть от него в восторге. Сейчас «СКИФ Cyberia» является лидером суперкомпьютерного парка России, СНГ и стран Восточной Европы.  
Практически все развитые страны Запада имеют сегодня национальные программы создания компьютеров сверхвысокой производительности. Именно на решение этой проблемы направлена стратегическая компьютерная инициатива президента США, на осуществление которой Конгресс ежегодно ассигнует многие сотни миллионов долларов. Американские эксперты не скрывают, что успех этой национальной программы позволит решить главную геостратегическую задачу – установить контроль Соединенных Штатов над информационным пространством в масштабах всей планеты.
 Чтобы мы не отстали от США катастрофически, нам нужно производить больше суперкомпьютеров и делать их все более совершенными. Деньги Союзного государства дали отличный толчок, но на них далеко не уедешь. Необходимо, чтобы суперкомпьютеры стали высокодоходным делом в масштабах всей страны, чтобы были деньги на дальнейшее производство и модернизацию умных машин.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter