Золотая рыбка

Два ведра мальков потянули на 6,5 млн.рублей и 7,5 года
Два ведра мальков потянули на 6,5 млн. рублей и 7,5 года

Рассказ о незаконной рыбалке "СБ" впервые, пожалуй, помещает на полосе "Криминал". Речь пойдет о доказанном уголовном преступлении, виновные в котором осуждены. Тех, кого обычно называют браконьерами, сегодня мы с полным правом именуем уголовниками. Примечателен не только прецедент (браконьеры чаще отделываются штрафом), но и размер улова. Злоумышленники добыли всего ничего - 24 кг рыбы. Уместятся в пару ведер! Это даже не рыба - рыбешка.

Обвинительное заключение выглядит так. 10 ноября 2003 года в водоеме и реке Усяжа вблизи д. Хотеново Смолевичского района Георгий Баркович, Виктор Шалак и Геннадий Василевский умышленно, с целью незаконной добычи рыбы, применяя электроловильную установку, добыли: 24 щуки на сумму 333.600 рублей, 387 штук плотвы на сумму 2.554.200 рублей, 484 окуня на сумму 3.194.400 рублей - всего на общую сумму 6.478.200 рублей, причинив ущерб в особо крупном размере.

Тщательное взвешивание и пересчет показали, что мальков набралось около тысячи, а средний вес составил... 24 грамма. Щучки и линьки были с палец! Выходит, что каждая рыбка обошлась горе-рыбакам в 6,5 тысячи рублей!

Они впервые встретились в зале Смолевичского суда через много месяцев после рыбалки. Похоже, что происходящее для всех троих стало большой неожиданностью. Особенно то, что одного из них под конвоем доставили из следственного изолятора в "автозаке", а в зале судебного заседания поместили в клетку. Неужели это грозит и двум другим? Дело в том, что еще в декабре минувшего года Смолевичский РОВД отказал в возбуждении уголовного дела... Браконьеры и думать о нем забыли!

Но сейчас они - обвиняемые, идет судебный допрос. Сейчас, когда запахло жареным - огромным денежным начетом и даже сроком, - они дружно валят вину друг на друга. У каждого своя версия событий, каждый предстает невольной жертвой...

Геннадий Василевский

Божится, что рыбы не ест, что она вообще ему не нужна. А тогда, год назад, и не мог толком рыбачить: "ребра были поломаны". Но приехали на микроавтобусе с лодкой старые приятели по рыбалке - Шалак и Баркович. Последний сказал, что ему нужна рыба ко дню рождения, попросил помочь. "Электроудочку" из машины вытащил Баркович, сам собрал. Сам и орудовал ею в воде. Он, Василевский, лишь управлял лодкой. Ловля в водоеме была не слишком удачной. Поэтому лодку волоком перетащили на речку, где продолжили "путину". Шалак все это время оставался на берегу - "на шухере". Видимо, в сумерках проспал инспекторов. Когда, выйдя на берег, увидели приближающуюся машину, Баркович попытался выбросить браконьерскую снасть и спрятать рыбу в зарослях. Увы...

Судья Марина Жакевич дотошно уточняет детали: кто привез аккумулятор к "электроудочке", кто конкретно предложил ловить именно ею, кто собирал устройство и кто тащил его в лодку...

Василевский признает свое участие в незаконной ловле, но категорически отрицает причастность к изготовлению и использованию орудия.

Дескать, всегда помогал рыбинспектору, помог и сейчас.

"Какому такому рыбинспектору?" - уточняет судья. - "Барковичу. Он же бывший рыбинспектор". Это, похоже, удивляет и судью.

Виктор Шалак

Почему-то именно Шалак вызывает у меня сочувствие. Василевский выглядит слишком безучастным. Он, как выясняется, уже дважды привлекался к ответственности за браконьерство: в 1992 году получил два года исправительных работ, а в марте этого года - 240 часов "общественных". Ему не впервой и, как говорится, поделом. Баркович, который в клетке, уже полтора месяца фактически в заключении. Надо думать, кое-что уже понял.

А вот Шалак, похоже, осознает только сейчас и переживает жутко. Сидя в полуметре от него, вижу, как непрестанно дрожат его руки. Когда вопросы судьи вынуждают Шалака встать, трясутся даже ноги. Он пытается унять вибрацию руками и... не может.

К тому же, судя по его рассказу, он в браконьерстве замешан менее других. Баркович попросил подвезти - он и подвез. Он, Шалак, вообще только слышал об "электроудочке". Да, загрузил Баркович аккумулятор. Так мало ли для чего загрузил!

"На шухере", разумеется, Шалак не стоял - просто дожидался приятелей на берегу. Рыбы и вовсе в глаза не видел! Лишь подъехал на микроавтобусе к назначенному месту - и тут возникли инспектора...

Пора сказать про "электроудочку". Уж не знаю, как Шалак, но я принцип работы и наносимый ею вред впервые понял на суде. Берется аккумулятор (в данном случае был мощный, танковый). Один провод от него через некий прибор подсоединяется к сачку, а другой опускается в воду... Между "полюсами" возникает электромагнитное поле, которое рыбу глушит. Остается собрать ее сачком.

Все это рассказал представитель общественного обвинителя Георгий Карпиеня - начальник отдела Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте. Он же пояснил, что при возмещении ущерба стоимость рыбы, добытой "электроудочкой", автоматически удваивается. Поскольку рыбаки достают лишь часть оглушенной рыбы. Другую уносит течением или она всплывет позже. Или не всплывет, но останется калекой, не способной к размножению...

К слову, именно настояниями инспекции прокуратура дважды возбуждала уголовное дело, которое районные милиционеры закрывали по странным основаниям: инспектора, дескать, являются заинтересованными лицами, а в действиях задержанных отсутствует состав преступления...

Словом, вызывающий жалость Шалак понимает, во что вляпался. Вину сознает и раскаивается. Руки и ноги его по-прежнему дрожат...

Георгий Баркович

После его показаний, право, меня едва не прошибла слеза. Во-первых, работая рыбинспектором, он прекрасно знал о вредоносности "электроудочек", сам немало их изъял и, разумеется, не мог губить рыбу столь варварски. Сказал, что в рыбе тоже не нуждался, что не было никакого дня рождения. Что, во-вторых, аккумулятор вез в подарок Василевскому, которому в силу его бедственного положения всегда помогал вещами и даже сигаретами.

Что именно Василевский сказал в знак благодарности: "Без рыбы тебя не отпущу!" Что достал из-за печи "электроудочку" и сам ею ловил. Что, наконец, он, Баркович, даже в лодке не сидел, так как двоим в ней не разместиться. Все делал Василевский! Никак, дескать, не ожидал от него такой "подставы", такой черной неблагодарности.

Почему Баркович оказался в СИЗО и в судебной клетке? Не в качестве "главаря", как можно предположить. Дело в другом. Когда через 8 месяцев после прекращения уголовного дела оно было возобновлено, Барковича не нашли по прежнему адресу. Сочли, что скрывается от следствия, избрали меру пресечения. Хотя, признаться, создавалось впечатление (подчеркну: только впечатление), что Василевский и Шалак, будучи "простыми мужиками", не играли главной роли.

Именно Баркович (стрелок ВОХР и бывший рыбинспектор) более других искушен в процессуальных тонкостях. Потому и убеждал сообщников все отрицать. Дескать, не докажут. И если Василевский и Шалак дали признательные показания, то Баркович даже в суде валил с больной головы на здоровую. Вероятно, именно его "умелое" поведение и затормозило следствие на первоначальном этапе. Есть, есть логика в том, что в клетке сидел именно он.



Приговор

Задержал браконьеров инспектор упомянутой Минской областной инспекции Александр Ражко в паре с общественным инспектором. А.Ражко показал, что сигнал об использовании "электроудочки" поступил от местных жителей, которые первыми страдают от браконьеров; что наблюдение в бинокль за лодкой велось более часа и что орудовали в ней двое: Василевский и Баркович. Задержать браконьеров, перегородив дорогу вездеходом, было делом техники. Но застигнутый с поличным Баркович нагло обвинил инспекторов: вы, дескать, сами подбросили рыбу...

...Государственный обвинитель, помощник смолевичского межрайпрокурора Виктор Русакович отметил, что дело, не представлявшее большой сложности, кое-как велось целых 8 месяцев... А объясняется это неумением либо нежеланием сотрудников Смолевичского РОВД принять законное решение. Наконец виновные привлечены к ответственности. В.Русакович отметил важное общественное значение процесса. К слову, именно по его ходатайству судья М.Жакевич разрешила в суде фото- и видеосъемку.

...Суд счел оправдания обвиняемых несостоятельными, а собранные доказательства - убедительными. Василевский, Шалак и Баркович признаны виновными в незаконной добыче рыбы и причинении ущерба в особо крупном размере. С учетом смягчающих обстоятельств (например, частичного возмещения ущерба) суд назначил наказание по части 3 статьи 281 УК: Барковичу - в виде трех лет ограничения свободы, Василевскому - в виде 2 лет 6 месяцев ограничения свободы, Шалаку - в виде двух лет ограничения свободы. Ущерб им предстоит возместить солидарно. Порядок обжалования приговора осужденным разъяснен. Мера пресечения Барковичу была изменена на подписку о невыезде: он был освобожден из-под стражи.

Минская областная госинспекция, выступившая по делу гражданским истцом, пригласила меня на этот процесс как на показательный. Надеюсь, читатель согласится: весьма показательный! Поэтому обойдусь без комментариев. Тем более что после недавней статьи ("Мы не уйдем из леса... пока не наведем в нем порядок", 21 сентября) иные охотники уже обрушили на меня обвинения. Дескать, на чью мельницу воду льешь, писака?! А вы не хотите порядка? Похоже, что его можно навести не только в лесу, но и на реке, на озере. Нужно только захотеть!

Гособвинитель просил назначить Барковичу 3 года лишения свободы в колонии общего режима (статья позволяет дать и 4!). Много это или мало - 2 - 3 года не лишения, но ограничения свободы за 24 кг рыбной мелочи? По моим впечатлениям, Барковичу, Василевскому и Шалаку хватило. Другим, надеюсь, будет неповадно. К слову, инспекция заказала в одном институте пеленгатор: "электроудочку" он "видит" издалека.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter