Золотая лихорадка

Уже несколько лет подряд церемонию вручения премии «Оскар» немилосердно критиковали за вялую драматургию шоу...

Уже несколько лет подряд церемонию вручения премии «Оскар» немилосердно критиковали за вялую драматургию шоу, отсутствие новых оригинальных решений в концепции, неминуемые эмоциональные провалы во время многочасовой трансляции. Видимо, организаторы услышали все упреки, потому 82–я церемония, впервые шедшая поздно ночью в прямом эфире и нашего Первого канала под эмоциональные комментарии киноведа Игоря Сукманова и телеведущего Дениса Курьяна, прошла, как говаривала героиня одной советской комедии, «живенько», поставив сразу несколько рекордов и сенсаций. Впервые с 1943 года в основной номинации были представлены не 5, а 10 картин, без наград остались европейские интеллектуальные хиты «Пророк» и «Белая лента», зрительский рейтинг шоу вырос по сравнению с прошлым годом. Также впервые в истории «Оскара» главные награды получила женщина–режиссер, а худшая актриса года по версии альтернативной «Золотой малины» одновременно стала и лучшей. Было от чего и огорчиться: короткометражная игровая картина Хуаниты Уилсон «Дверь», в которой главные роли сыграли белорусские актеры Игорь Сигов и Джульетта Казакевич–Геринг, премии не получила.


— Конечно, жаль, что фильм с участием Игоря не получил награды, — переживает за коллегу актер Театра белорусской драматургии Максим Пониматченко. — Однако в любом случае мы заявили о том, что наша белорусская актерская школа может претендовать на самые высокие оценки и внимание кинематографической элиты. А за фильмом Хуаниты Уилсон, будем надеяться, последуют другие совместные проекты, которые «оскаровский» комитет уже никак не сможет обойти вниманием.


«Аватар» пролетел


Нынешний провал «Аватара» — настоящая сенсация церемонии. Киноакадемики четко дали понять, что кино должно оставаться таковым при всем высоком развитии технологий, а компьютерные эффекты хороши в меру и увлекаться ими не стоит. Картина Джеймса Кэмерона «Аватар», на 60% состоящая из умопомрачительных спецэффектов, получила лишь утешительные призы во второстепенных номинациях. Кэтрин Бигелоу таки обставила своего бывшего мужа Кэмерона, выглядевшего к концу шоу даже несколько растерянно, отхватив сразу две главные статуэтки за режиссуру и фильм года. Причем последнюю получила просто молниеносно: актер Том Хэнкс решил не утомлять зал и, выйдя на сцену, сразу же вскрыл конверт с названием фильма–победителя. Таким образом, «Повелитель бури» Бигелоу — по отзывам критиков, сдержанная, лаконичная антивоенная драма о событиях в Ираке, продолжающая линию классических антивоенных американских лент — «Цельнометаллическая оболочка», «Рожденный 4 июля», «Апокалипсис сегодня», получила полное признание профессионалов. Всего фильм получил 6 статуэток из 9 номинаций.


«Ягода–малина» нас к себе манила...


Вообще, об относительности любых оценок и любого признания красноречиво свидетельствует пример Сандры Баллок, актрисы неплохой, но неровной, неоднократно блеснувшей своими пухлыми губками на крупном плане в бесчисленных романтических комедиях. Получив «Оскар» за «лучшую женскую роль» в спортивной истории «Невидимая сторона», буквально накануне за другую картину «Все о Стиве» Баллок удостоилась и антипремии «Золотая малина». О жизнерадостном характере актрисы говорит и то, что она с удовольствием посетила обе церемонии, с гордостью забрав в домашнюю коллекцию свои профессиональные трофеи.


Первый в своей карьере «Оскар» получил актер Джефф Бриджес («Сумасшедшее сердце»), для которого это была пятая попытка стать лауреатом премии. Вышедшего на сцену Бриджеса, одного из самых талантливых и любимых актеров Голливуда по обе стороны океана, зал театра «Кодак» приветствовал стоя.


За мужскую роль второго плана предсказуемо отметили Кристофа Вальца из тарантиновских «Бесславных ублюдков». За женскую — Моник из социальной драмы «Тужься». Настоящая сенсация случилась в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: каннские победители «Белая лента» Михаэля Ханеке («Золотая пальмовая ветвь») и «Пророк» Жака Одиара (Гран–при) в итоге проиграли детективной мелодраме из Аргентины «Секрет в их глазах».


Будьте здоровы, живите богато


«Мы постарались сделать лучшее шоу, которое так важно для академии и для всех, кто получил престижные награды, — подвел итоги директор Американской академии киноискусств Том Шерак. — Шоу сохранило традиции церемонии «Оскара» и вобрало в себя новые элементы».


В целом от праздника действительно осталось приятное послевкусие. Парный конферанс Стива Мартина и Алека Болдуина сыпал шутками на всем протяжении вечера, выступление комика Бена Стиллера в образе пандорианца из фильма «Аватар» и объявившего номинацию на фантастическом наречии сказочных героев фильма вызвало истеричный смех в зале. Поддавшись общему веселью, шутили даже классики Педро Альмодовар и Квентин Тарантино, вышедшие вручать одну из наград и обменявшиеся ироничными колкостями: «Квентин, я давно хотел сказать: я люблю твои фильмы», «Педро, я тоже люблю твои фильмы, хотя и не понимаю в них ни слова».


Однако как бы ни иронизировал ниспровергатель стереотипов массовой культуры Тарантино, «Оскар–2010» снова подтвердил: талантливое кино — универсальный язык, понятный всем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter