Золотая клетка популярности

Новые песни в альбоме «Песняров» пока теряются на фоне «золотого фонда»
Новые песни в альбоме «Песняров» пока теряются на фоне «золотого фонда»

В новом (очередным называть как–то не хочется) альбоме «Распавядальная» Белорусского государственного ансамбля «Песняры» старые песни смотрятся качественной бижутерией.

Ансамбль Вячеслава Шарапова изначально выглядел трибьют–группой: все «настоящие» «Песняры» колесят по России и другим странам (или вообще, увы, почили в бозе), а в Беларуси вроде исполнять наши песни и некому. Концепция БГА — аутентично точное возрождение песен ансамбля и собственное творчество.

В этом альбоме классика «Песняров» представлена популярными, но незаезженными композициями. Что–то «снято» почти один в один («Мой родны кут», «Есть такая речка», «Саўка ды Грышка»), где–то появляется новая аранжировка («Ля Замкавай гары»). Но бывает: поет другой человек — и песня «не катит». Так вышло, представляется, с легендарной «Зачарованай маёй», которая была привязана к вокалу Валерия Дайнеко.

И раз уж реставрация, то хочется надеяться на «возвращение» программы календарно–обрядовых песен, откуда взято интро «Сёння Купала — заўтра Ян», спетое а капелла. Такое пение — экзамен на песнярские лавры для 5 коллективов, работающих под этим именем. БГА уже во вступлении его выдержал (скопировал версию 1979 года?). А капелла спеты также «Романс Рощина» и «Полонез». В последнем (все–таки музыкальная визитка Беларуси) текст Шарапова не отразил, по–моему, колорита тревожной эпохи Михала Клеофаса Огиньского. А может, хочется услышать «Полонез» у «Песняров» по–белорусски?..

В новом материале Вячеслав Шарапов балансирует на грани традиционного песняровского саунда, эстрадной песни и собственного ощущения музыки. Так, трогательный «Почтовый роман» вполне мог бы стать продолжением программы «Через всю войну». Заглавная «Распавядальная» — удачная стилизация под народную песню с милой орнитологической неточностью и наивно–простым белорусским языком, слова которого Шарапов–текстовик складывает, будто конструктор. Как–то особенно звучит «Ганна» на стихи Якуба Коласа: и в традиции ансамбля, и современно. «Полынь–трава» — типичная эстрадная вещь.

Новый материал не оставляет ощущения вторичности. Хитовость песен В.Шарапова известна еще со времен «Княжны» и «Ля Замкавай гары» в ансамбле Владимира Мулявина. Но хитовость — первое испытание песен на прочность. К сожалению, не представлены на диске «Поле, зямля ды пясок», «Як у лесе зацвiталi» и другие сильные новинки БГА. Именно с новыми песнями ансамбль воспринимаешь как серьезный коллектив с большим потенциалом.

Звук «Распавядальнай» — духовых инструментов (Александр Жих) и скрипки (Владимир Бодунов), клавишных (Роман Козырев и Вячеслав Шарапов) — разнообразен и целен. Многоголосые вокальные партии напрямую связывают коллектив с легендарным предшественником. Правда, голосам БГА, особенно в общих запевах, не хватает густоты, а в сольных партиях харизматичности и самости. Ведущий вокалист альбома — Валерий Скорожонок, его вокал слышен в любой «пачке». Олег Железняков пробует в новых песнях собственные находки, периодически (все меньше!) срываясь в излюбленное копирование Мулявина. Нехарактерен, пожалуй, «Песнярам» только вокал Вячеслава Исаченко.

На концертах и в записях БГА пока видна игра в распределение ролей: кто поет Мулявина, кто — Борткевича, а кто — Кашепарова и Пеню. А новинки теряются на фоне «золотого фонда». Следующий шаг, стоит надеяться, — выход из золотой клетки популярности брэнда. Так что ждем «Шчаслiвасць» на стихи Янки Купалы и альбом новых песен.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter