Знания — на экспорт

Как привлечь иностранных студентов

Как привлечь иностранных студентов


Недавно показал свой вузовский диплом знакомому из Лондона. Мол, можно в Великобритании с таким на работу устроиться? Он покрутил в руках, хмыкнул: «Попробуй, но шансов немного...» В общем–то не новость — отечественные образовательные документы за рубежом котируются не очень. И не потому, что учат у нас плохо: многие иностранцы о белорусских вузах просто–напросто не знают. Вот и к диплому нередко относятся со скепсисом и при выборе варианта учебы на белорусскую альтернативу смотрят не в первую очередь.


Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Заработала концепция развития экспорта образовательных услуг. Обратили внимание на многочисленных выпускников, которые сейчас работают во многих странах мира. Кому, как не им, пиарить наше образование (а вместе с ним — экономику, науку, культуру) за рубежом? В мае в Минске пройдет первый Международный форум выпускников белорусских (советских) вузов. Сегодня нюансы «охоты» на иностранных студентов мы обсуждаем с ректором Белорусского государственного медицинского университета Павлом БЕСПАЛЬЧУКОМ.


Учеба не для галочки


— По статистике, внушительная часть иностранных абитуриентов выбирает медицинское направление. Может, раскроете секрет такой популярности?


— Он прост: профессиональный врач ценится в любой стране. Это аксиома. А еще, конечно, нам помогают традиции, ведь работать с зарубежными студентами начали давно. Официально первый выпуск иностранных студентов состоялся в 1970 году, но учились зарубежные граждане у нас и раньше. В основном — дети посольских работников. Позже, в 1973 году, организовали лечебный факультет для иностранных учащихся. В 1988–м его переименовали в медицинский факультет иностранных студентов. Стало пользоваться популярностью стоматологическое направление. За все годы иностранные студенты получили около 1.500 дипломов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сейчас в разных частях мира за исключением, может, Антарктиды работают наши выпускники!


— Медицина — отрасль специфическая. Чтобы освоить все нюансы профессии, нужно досконально знать русский язык. А ведь у многих иностранных студентов, чего греха таить, с этим большие проблемы...


— Еще с советских времен у нас работает подготовительное отделение. Раньше была такая система: государства, с которыми дружил СССР, отбирали самых достойных ребят и присылали в страну. В течение года они усердно занимались, получали свидетельство о том, что на приемлемом уровне освоили русский язык. И уже потом приступали к основным занятиям. Сейчас на нашем подготовительном отделении занимаются 112 иностранных ребят — изучают язык, основы химии и биологии. Можно смело сказать, что 80 — 90 человек из них останутся в числе студентов БГМУ. Кто–то не выдержит, ведь учеба на порядок сложнее, чем в других вузах. Отбыть срок для галочки в дипломе — такой номер не пройдет.


В следующем году проведем эксперимент. Около 20 студентов–иностранцев поступят сразу на первый курс — будут слушать лекции на английском языке. Но этот вариант, думается, все же не самый лучший.


Игра по правилам


— Есть мнение, что с рекламой нашего образования мы опоздали лет на десять. Пытаетесь ли вы продвигать на мировые рынки такой специфический продукт, как знания?


— У нас есть несколько помощников за рубежом — в Иране, Ливане, других странах. Они и занимаются, как вы говорите, продвижением брэнда БГМУ. В некоторых городах стоят рекламные щиты. Через отделения посольств Беларуси распространяем рекламные буклеты. Когда сотрудники университета выезжают за границу в командировки, тоже занимаются пиаром... Сейчас, после активизации сотрудничества с Венесуэлой, сделали вариант сайта вуза на испанском языке. Возможно, скоро к нам приедут и студенты из этой страны. В общем, пытаемся активно рекламировать университет, и результаты уже есть. Наладили тесные контакты с представителями одного из нигерийских штатов, и сейчас у нас учатся 22 студента оттуда. Вполне возможно, в следующем году приедут новые.


— Пожалуй, главный аргумент, который смущает иностранных студентов, — отсутствие нормальных условий для жизни и отдыха. К тесным комнатам в обшарпанных «общагах» привыкнуть могут не все...


— Да, вы правы. Иностранцы едут в чужую страну, рассчитывая на комфортные условия. Иногда они разочаровываются... У нас, к счастью, ситуация с общежитиями пока хорошая. Для иностранцев мест хватает. Другое дело, чтобы увеличивать план приема, просто необходим жилой корпус в строящейся студенческой деревне. Обещали предоставить общежитие на 1.000 мест. Будем надеяться... Есть и еще одна важная деталь. Стараемся активно сотрудничать с землячествами, которые организовывают ребята. Для иностранцев это очень важно.


— Как еще можно активизировать работу по привлечению студентов из–за границы?


— Хотелось бы, чтобы чиновники из вышестоящих органов и министерств принимали более продуманные решения. Поясню. В этом году у нас будет всего 37 выпускников–иностранцев. И это результат тех решений, которые принимались в 2002 — 2003 годах. Тогда выпускникам вдруг взяли и запретили поступать в клиническую ординатуру. Для этого был нужен как минимум год стажировки. А что делать иностранцам? Ординатура им просто необходима, ведь во многих странах общий учебный стаж должен быть не меньше десяти лет. Но какой главный врач нашей поликлиники и больницы возьмет иностранца на стажировку? Ребята пребывали в растерянности. Не могли понять, почему правила игры вдруг поменяли в ее середине... К сожалению, растолковать это чиновникам было практически невозможно. Один из деятелей того периода даже заявил мне: «Зачем вам эти иностранцы?» К счастью, выход нашли. Однако кто–то из студентов все же уехал. Наверняка рассказал о негативном опыте своим родным, знакомым. Отсюда и некоторый спад в количестве абитуриентов.


Что еще хотелось бы изменить? Считаю, не следует регистрировать цены на обучение. Иностранцы готовы платить больше, и деньги эти пойдут отнюдь не в карман ректору или другому сотруднику вуза, а на пользу государства. Зачем их терять?


«С выпускниками общаюсь на «Одноклассниках»!»


— Следите ли за судьбой ваших студентов? Или улетел птенчик в дальние страны и про альма–матер напрочь забыл?


— Следим, и очень активно. Я, к примеру, даже завел свою страничку на известном интернет–портале «Одноклассники». Общаюсь как минимум с сотней выпускников, которых жизнь разбросала по всему миру. Недавно через сайт меня нашел доктор, который в 1980 году закончил медицинский факультет иностранных студентов. Сейчас работает на Кипре. У него все сложилось, самодостаточный профессионал...


А еще мы создали портал, на котором разместили данные практически обо всех бывших выпускниках–иностранцах. Сотрудничаем с Международной ассоциацией выпускников вузов.


— Большинство ребят приезжает на учебу из Ливана, Сирии, Ирана... А из западных стран — практически никого. Не уважают наш диплом?


— Наши выпускники трудятся и в США, и в Германии, и в Великобритании. Дело в том, что во многих странах к медицине резонно предъявляют очень серьезные требования. Скажем, во Франции право на врачебную деятельность получить невероятно сложно выпускнику и белорусского, и американского, и любого другого вуза. Но у нашей Марины Леоненко получилось — работает врачом–лапароскопистом. Написала мне: «Трудно, но возможно для тех, кто действительно хочет». Я это мнение разделяю. Да, диплом нашего вуза уважают во многих странах. Но перед тем как взять человека на работу, все равно устраивают испытания — квалификационные экзамены, тестирование. Так и должно быть! В прошлом году в одной из стран проводили подобные экзамены. Участвовали выпускники разных вузов из многих государств. Отбор был суровый. Выдержал испытание лишь каждый четвертый. Экзамен сдавали и 12 наших студентов. Справились 10 человек. Вот это и есть реальная оценка нашей работы и качества белорусского диплома!

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter