Знания и умения дороже и надежней золота

Сегодняшнее и будущее благосостояние страны вырастает из образования. Потому что знание, помноженное на культуру, дает видение, а это и есть главная энергия в любом деле.

Сегодняшнее и будущее благосостояние страны вырастает из образования. Потому что знание, помноженное на культуру, дает видение, а это и есть главная энергия в любом деле.

Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ

Если есть ясные и понятные для всех справедливые цели и порядок их достижения, тогда вступает в действие космической силы энергия энтузиазма людей. Но люди должны быть образованны и профессионально готовы к новым реалиям.

Экономика и общество постоянно усложняются. Увеличивается население, и растет число предприятий и связей между ними, все больше становится новых товаров и услуг, растет скорость появления и применения новых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Если в начале прошлого века “объем знаний” удваивался каждые 50 лет, то в настоящее время этот процесс занимает лишь один год, а в недалекой перспективе объем информации будет удваиваться за один месяц. Поэтому и в международной конкуренции выигрывают те страны, в которых лучше налажена подготовка специалистов, способных осваивать и применять новое. По оценкам нобелевского лауреата Лукаса, в развитых странах 60 процентов прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества, а до сорока процентов ВВП наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования и экспорта образовательных услуг. К примеру, в США третье-четвертое место в экспорте занимают образовательные услуги (важен и политический аспект: сегодня свыше сорока президентов за рубежом — выпускники американских вузов) и многих умных людей они у себя оставляют, ведь часто двух-трех специалистов, работающих на мировом уровне, может быть достаточно, чтобы адекватно представить в какой-либо стране целое научное направление.

В этом контексте мировых проблем и национальных интересов Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед системой образования задачи по развитию системы выявления талантливой молодежи и ее выдвижения на значимые позиции, усилению подготовки молодежи в области естественных наук и иностранных языков, в приближении профессионального образования к потребностям жизни и практики. Эти требования вытекают из веления времени: фокус на молодежь — потому что сегодня, в постоянно меняющемся глобальном мире, нужны совсем другие навыки, чем у прошлых поколений. Естественные науки — потому что надо правильно и быстро считать. Иностранные языки — потому что Беларусь торгует более чем со ста семьюдесятью странами, а взаимодействует практически со всем миром.

Естественные дисциплины — математика и логика — главные инструменты управленцев и экономистов. Не случайно великий ученый Блез Паскаль говорил, что между духом и материей посредником выступает математика, а ранее Галилей утверждал, что “книга природы написана на языке математики”. Эксперты не исключают, что сегодняшний кризис явился отчасти следствием плохой математической подготовки менеджеров — плохо просчитывали последствия решений. Академик Глушков еще в семидесятые годы ХХ века подчеркивал, что “сложность управления экономикой растет быстрее числа занятых в экономике людей”. То есть, чтобы принимать верные решения, одного знания недостаточно, требуется понимание взаимосвязей множества явных и неявных процессов. И здесь чрезвычайно важно гуманитарное образование. Оно позволяет студентам научиться самому важному в профессии — работать с контекстом, то есть понимать взаимосвязи в природе и обществе,  смотреть на мир более глубоко и современно. И первыми разглядеть только еще начинающиеся процессы в экономике и обществе. Гуманитарное образование учит пониманию и учету прошлого опыта и традиций, которые определяют социальные качества народа. Ведь во всех общественных преобразованиях доля экономических факторов не более  30 процентов, а социальных — 70 процентов. Горькой практикой доказано, что влияние предыстории, то есть инерции, сильнее, чем влияние состояния. Ведь до недавнего времени в сознании основной массы населения рынок представлялся не как базовый экономический институт общества, а скорее как товарное изобилие. Можно быстро начать радикальные реформы, но затем придется вернуться на еще более низкие позиции. Не случайно многие успешные лидеры стран гуманитарии по образованию, а руководители технических компаний — знатоки искусства.

Сегодняшняя экономика, движимая знаниями, — продукт высокого уровня общей культуры. В продвинутых компаниях уже давно подсчитали, что увеличение расходов на обучение персонала всего на десять процентов дает прирост производительности труда более чем на восемь процентов, а увеличение капвложений на десять процентов повышает производительность труда только на четыре процента. Не случайно и мировые цены на золото сразу начинают падать, как только начинается рост экономики, инвесторы вместо золота начинают покупать акции предприятий — по сути, покупать умения людей, способных производить конкурентные продукты и услуги. Умения надежней золота.

Количество студентов постепенно приводится в соответствие со структурой экономики, в которой всего должно быть, как в передовых европейских странах, примерно по четверти: сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, финансов, услуг. При этом в  промышленности около 20 процентов должен составлять высокотехнологичный сектор и 30 процентов — средневысокотехнологичный сектор. Структура экономики Беларуси достаточно близка к этим параметрам, и в соответствии с запросами экономики и ростом экспорта услуг образования происходит ежегодная корректировка набора студентов по специальностям.

Система образования вместе с семьей и всем обществом создает человеческий капитал, который прямо влияет  на  накопление  знаний  и на  рост производительности  всех  факторов  производства. Поэтому главная миссия всех учебных заведений — быть пространством, где начинается будущее, где зарождаются новые проекты и готовятся люди, способные их реализовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter