Известные маньяки: кто они?

Зло под маской

Вполне обычные, ничем не выдающиеся люди — простые работники, отцы семейств. Уважаемые в кругу многочисленных друзей, любимые своими женами. И одновременно изуверы, на протяжении многих лет державшие в страхе тысячи людей, ставшие причиной мучительной смерти десятков детей, подростков и женщин. История поимки этих преступников лишний раз доказывает известную аксиому: зло всегда скрывается под самой неприметной маской.


По количеству доказанных убийств на 100 тысяч населения одной страны житель Витебщины Геннадий Михасевич явно переплюнул своих российских “собратьев” Чикатило и Сливко. Большинство, услышав словосочетание “белорусский маньяк”, назовут именно его фамилию. 


Михасевич родился в 1947 году в деревеньке Ист. Его отец был алкоголиком и домашним тираном: избивал жену на глазах у всей деревни, из-за чего над малолетним Геной издевались другие дети. Повзрослев, Михасевич вроде бы зажил обычной жизнью: работал на заводе, был примерным мужем, добрым папочкой, баловавшим своих детей, и... владельцем красного “запорожца”, в котором подвозил своих жертв к месту преступления, насиловал и душил. Дело “Витебского душителя” — так заочно следователи прозвали еще не пойманного Михасевича — было одним из самых продолжительных и громких в СССР. Маньяк посещал все суды над подозреваемыми в совершенных им же убийствах. Злая ирония судьбы: Михасевич даже был членом дружины, которая искала красный автомобиль преступника. Обвиненные в злодеяниях, которые на самом деле были делом рук совсем другого человека, в те годы за решетку отправились 14 человек: кого-то расстреляли по приговору суда, кто-то отсидел в тюрьме больше 10 лет. А тем временем количество жертв маньяка все росло. Уже потом, во время суда, было доказано, что Михасевич лишил жизни 36 женщин. 


При расследовании очередного убийства оперативники со слов случайных свидетелей выяснили, что жертва садилась в красный “запорожец”. Начали проверять всех владельцев автомобилей этой марки, заодно допросили и Геннадия Михасевича. Испугавшись, он начал писать отводные письма в редакцию газеты “Витебский рабочий”, в которых речь шла о существовании фашистской организации “Патриоты Витебска”: мол, ее члены борются с режимом, совершая убийства. По почерку маньяка и вычислили. Его арестовали в конце 1985 года, а в 1987-м расстреляли по приговору суда. По мотивам преступлений маньяка в Новополоцке был снят художественный фильм “Месть Михасевича”, в основу которого молодой режиссер Александр Дмитроченко положил альтернативную версию преступлений и местные легенды о маньяке.


Игорь Миренков, прозванный “Светлогорским кошмаром”, несколько лет в начале 1990-х держал в страхе родителей школьников небольшого городка на Гомельщине. Хотя, вглянув на этого неприметного молодого человека, никто бы не подумал посчитать его опасным. Этим изверг пользовался вовсю: дети охотно шли за безобидным с виду дядечкой (к тому же обладателем мечты мальчишек — мотоцикла “ява”), чтобы никогда больше не вернуться назад.


Первое преступление Миренков совершил в 1990 году. Жертвой маньяка стал мальчик тринадцати лет, гулявший по лесу. Через год был убит второй школьник, десяти лет. В 1993 году Миренкова осудили за кражу на три года исправительных работ. Благодаря примерному поведению и умению вовремя “подмазаться” к начальству он был в колонии на хорошем счету. Миренкову стали давать небольшие отпуска, которые подонок проводил, удовлетворяя свои больные желания, находил и убивал других жертв. В результате в течение года были изнасилованы и убиты еще четверо мальчиков. А жители Светлогорска тем временем обвиняли в зверских расправах над детьми то цыган, то местных наркоманов...


Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью МВД Беларуси по Гомельской области вспоминали: люди были настолько напуганы, что даже если замечали, что мужчина ведет ребенка в сторону леса, звонили в милицию. Потом оказывалось, что это просто отец гулял с сыном. 


Взяли Миренкова в 1993 году за кражу бензина. Уже когда он находился в тюрьме, его вызвали на допрос, где тот и сознался в своих преступлениях. Маньяка снова посадили, но уже в одиночную камеру речицкой тюрьмы. В июне 1996 года заключенный был расстрелян.


Николай Бурлаков — еще один печально знаменитый “эпизод” из истории нашего сыска. На сей раз куда более современный. В октябре 2008 года суд Гомельского района вынес обвинительный приговор серийному маньяку, который на протяжении пятнадцати лет держал в страхе жительниц областного центра и прилегающих районов. В надежде смягчить наказание преступник подал кассационную жалобу в вышестоящую судебную инстанцию. Однако правосудие было непоколебимо — Бурлакова приговорили к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества.


Для того чтобы задержать этого маньяка, сотрудники милиции изучили все приостановленные уголовные, а также уголовно-разыскные дела по фактам совершения изнасилований и развратных действий в Гомельской области с 1988-го по 2006 год. Выдвигалась версия о том, что с 1992-го по 1998 год преступник мог находиться в местах лишения свободы — в это время не было установлено ни одного факта его активности. Наконец в ходе генотипоскопического исследования удалось вычислить маньяка —38-летнего жителя деревни Пыхань Ветковского района, как и предполагалось, ранее судимого...


На сегодня установлена и доказана причастность Бурлакова к 18 нападениям на женщин с 1991-го по 2005 год на территории областного центра, Гомельского, Буда-Кошелевского и Рогачевского районов, а также к краже автомашины в 2000 году в Речице. 


В феврале 2010 года милиции удалось задержать еще одного извращенца по кличке Грязный, который в 1990-х годах совершил как минимум 10 изнасилований девочек в возрасте от 8 до 13 лет. Унизительную кличку подонку присвоили минские сыщики на основании показаний малолетних жертв маньяка: они все утверждали, что от “дяденьки плохо пахло”. 


Грязный караулил детей, учившихся в первую смену, родители которых, как правило, были на работе. Когда они возвращались домой из школы, он шел за ними до двери квартиры. Иногда обращался к своим жертвам с просьбой зайти позвонить по телефону или написать записку соседям, которых якобы не было дома. Главным для него было убедиться, что взрослые в квартире отсутствуют. То, что происходило потом, в сухих милицейских протоколах называется “изнасилованием в естественной и извращенной форме”. 


Известно о двух “неудачах” маньяка. В первом случае дома оказался отец юной школьницы, который по-своему разобрался с незваным гостем, и тот вынужден был ретироваться с синяком под глазом и царапинами на щеке. Во втором за ребенка заступилась овчарка и покусала воняющего гражданина.


На время совершения преступлений Грязному было около 20 лет. К моменту задержания 40-летний преступник уже был женат и работал водителем. Продержав в тюрьме 8 месяцев, его отпустили на свободу даже без суда. Если бы маньяка поймали в 1990-е, по старому уголовному кодексу ему грозила бы смертная казнь. Сегодня максимальное наказание по статье 166 УК “Изнасилование” — 15 лет.


Об этом беспрецедентном случае самого гуманного отношения к виновному в тяжких преступлениях много писали СМИ. Сегодня Грязный пребывает на свободе, и совесть его по этому поводу явно не гложет.

konopelko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter