Зигзаги сервиса

Чем обернется сертификация услуг по ремонту мобильных телефонов
Чем обернется сертификация услуг по ремонту мобильных телефонов

Сегодня на дверях многих мастерских, которые «штопают» поломанные мобильники, наверняка появятся объявления примерно такого содержания: «Телефоны в ремонт не берем». А все потому, что с 1 декабря вступает в силу требование об обязательной сертификации ремонтных услуг. Получили заветный документ пока единицы: по всей стране выдано только 8 сертификатов. Не успели, прозевали или все не так просто? Напомним, сроки сертификации уже однажды переносили. Сначала планировали, что время «Ч» наступит 1 июля, но к нему ремонтники не подготовились. Сейчас ситуация повторилась. Может, процедуру и вовсе стоит отменить?

Не думаю. Ведь на рынке мобильников, что греха таить, не все гладко. Некоторые предприимчивые молодые люди, вооружившись паяльником и отверткой, возомнили себя крупными специалистами. Сам недавно обжегся в одной из таких горе–мастерских. У телефона полетело гнездо зарядки. Парень, который принимал заказ, пообещал: «Один момент — «продую» микросхему, и будет как новенький».

Видимо, слабо дул... На следующий день мобильник вновь отказался работать. Похожую историю наверняка может припомнить каждый владелец сотового.

Именно поэтому, убеждают специалисты Госстандарта, и ввели сертификацию: остаться на рынке должны лишь профессионалы. А вот у ремонтников, представляющих небольшие мастерские, другое мнение. По Интернету уже несколько недель гуляет подготовленное ими открытое письмо, в котором поставлено немало разумных вопросов. Главная мысль — сертификацию затеяли для того, чтобы пролоббировать интересы крупных авторизованных сервис–центров. Если ситуация не изменится, считают авторы письма, то на ремонтном рынке возникнет дефицит услуги, а в конечном счете пострадает клиент. Чтобы выяснить, так это или нет, я отправился в рейд по минским мастерским.

Ребята, которые принимали «капитулировавшие» телефоны в боксах торгового центра возле минского Комаровского рынка, были спокойны:

— Сами не ремонтируем, везем в сервисный центр. У них вроде бы проблем быть не должно.

А вот Валерий Лобков, руководитель мастерской, которая расположена по соседству — в Доме быта, вовсе не так оптимистичен:

— В субботу придется нашим клиентам дать от ворот поворот. Сертификат мы пока не получили. А со следующей недели будем отправлять мастеров в неплановый отпуск...

В печали сотрудники и многих других ремонтных точек.

— Ситуация патовая, — вздыхает Дмитрий Койфман, заместитель директора одной из компаний. — Документы не подготовили, заявку не подали. И не потому, что не умеем работать. Требования, которые поставили перед нами, кажутся невыполнимыми. Чтобы получить сертификат, нужно разработать технические условия, а это очень непросто. Целая кипа сложной документации! Но самое главное, отныне в период действия эксплуатационного срока телефона ремонтировать аппараты могут лишь авторизованные центры. Значит, лишаемся большого количества заказов. И еще. Теперь, чтобы выполнять ремонт 3–го класса (т.е. самый сложный. — Авт.), нужно купить специальный прибор — GSM–тестер, который стоит не одну тысячу долларов. Финансовая задача для небольшой мастерской практически неразрешимая...

Если в крупных городах отнести испорченный аппарат в авторизованный сервис–центр не проблема, то что делать жителям небольших городов и поселков? Везти телефон, скажем, из Крупок в Минск, терять кучу времени? А может, надеяться на то, что местные мастера уйдут в подполье и будут ремонтировать телефоны нелегально? Ответы на эти вопросы узнаем совсем скоро. А пока специалисты советуют: дабы не искать в городе работающую мастерскую, свою «трубу» берегите как зеницу ока.

Компетентно

Василий Королюк, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта:

— С сертификацией услуг по ремонту сотовых телефонов действительно есть некоторые проблемы. Заявок пока немного, хотя у специалистов было достаточно времени, чтобы подготовиться. Почему решили ввести эту процедуру? Слишком много недовольных качеством ремонтных услуг. Думаю, сейчас начнут активно развиваться крупные сервисные центры, в которых работают настоящие профессионалы, и эта проблема будет решена. Серьезные компании, кстати, уже начинают открывать пункты приема телефонов во всех регионах страны. Поначалу потребители наверняка будут испытывать некоторое неудобство, но в течение полугода работа должна наладиться.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter