Чем обернется сертификация услуг по ремонту мобильных телефонов
Сегодня на дверях многих мастерских, которые «штопают» поломанные мобильники, наверняка появятся объявления примерно такого содержания: «Телефоны в ремонт не берем». А все потому, что с 1 декабря вступает в силу требование об обязательной сертификации ремонтных услуг. Получили заветный документ пока единицы: по всей стране выдано только 8 сертификатов. Не успели, прозевали или все не так просто? Напомним, сроки сертификации уже однажды переносили. Сначала планировали, что время «Ч» наступит 1 июля, но к нему ремонтники не подготовились. Сейчас ситуация повторилась. Может, процедуру и вовсе стоит отменить?
Не думаю. Ведь на рынке мобильников, что греха таить, не все гладко. Некоторые предприимчивые молодые люди, вооружившись паяльником и отверткой, возомнили себя крупными специалистами. Сам недавно обжегся в одной из таких горе–мастерских. У телефона полетело гнездо зарядки. Парень, который принимал заказ, пообещал: «Один момент — «продую» микросхему, и будет как новенький».
Видимо, слабо дул... На следующий день мобильник вновь отказался работать. Похожую историю наверняка может припомнить каждый владелец сотового.
Именно поэтому, убеждают специалисты Госстандарта, и ввели сертификацию: остаться на рынке должны лишь профессионалы. А вот у ремонтников, представляющих небольшие мастерские, другое мнение. По Интернету уже несколько недель гуляет подготовленное ими открытое письмо, в котором поставлено немало разумных вопросов. Главная мысль — сертификацию затеяли для того, чтобы пролоббировать интересы крупных авторизованных сервис–центров. Если ситуация не изменится, считают авторы письма, то на ремонтном рынке возникнет дефицит услуги, а в конечном счете пострадает клиент. Чтобы выяснить, так это или нет, я отправился в рейд по минским мастерским.
Ребята, которые принимали «капитулировавшие» телефоны в боксах торгового центра возле минского Комаровского рынка, были спокойны:
— Сами не ремонтируем, везем в сервисный центр. У них вроде бы проблем быть не должно.
А вот Валерий Лобков, руководитель мастерской, которая расположена по соседству — в Доме быта, вовсе не так оптимистичен:
— В субботу придется нашим клиентам дать от ворот поворот. Сертификат мы пока не получили. А со следующей недели будем отправлять мастеров в неплановый отпуск...
В печали сотрудники и многих других ремонтных точек.
— Ситуация патовая, — вздыхает Дмитрий Койфман, заместитель директора одной из компаний. — Документы не подготовили, заявку не подали. И не потому, что не умеем работать. Требования, которые поставили перед нами, кажутся невыполнимыми. Чтобы получить сертификат, нужно разработать технические условия, а это очень непросто. Целая кипа сложной документации! Но самое главное, отныне в период действия эксплуатационного срока телефона ремонтировать аппараты могут лишь авторизованные центры. Значит, лишаемся большого количества заказов. И еще. Теперь, чтобы выполнять ремонт 3–го класса (т.е. самый сложный. — Авт.), нужно купить специальный прибор — GSM–тестер, который стоит не одну тысячу долларов. Финансовая задача для небольшой мастерской практически неразрешимая...
Если в крупных городах отнести испорченный аппарат в авторизованный сервис–центр не проблема, то что делать жителям небольших городов и поселков? Везти телефон, скажем, из Крупок в Минск, терять кучу времени? А может, надеяться на то, что местные мастера уйдут в подполье и будут ремонтировать телефоны нелегально? Ответы на эти вопросы узнаем совсем скоро. А пока специалисты советуют: дабы не искать в городе работающую мастерскую, свою «трубу» берегите как зеницу ока.
Компетентно
Василий Королюк, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта:
— С сертификацией услуг по ремонту сотовых телефонов действительно есть некоторые проблемы. Заявок пока немного, хотя у специалистов было достаточно времени, чтобы подготовиться. Почему решили ввести эту процедуру? Слишком много недовольных качеством ремонтных услуг. Думаю, сейчас начнут активно развиваться крупные сервисные центры, в которых работают настоящие профессионалы, и эта проблема будет решена. Серьезные компании, кстати, уже начинают открывать пункты приема телефонов во всех регионах страны. Поначалу потребители наверняка будут испытывать некоторое неудобство, но в течение полугода работа должна наладиться.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Зигзаги сервиса
Чем обернется сертификация услуг по ремонту мобильных телефонов