Жыве Беларусь!

Мне нравится Анжелика Агурбаш. Хорошая певица, но главное — какая женщина! Красивая, изящная, конечно, роковая. И в День Независимости на праздничном концерте она была, как всегда, неотразима...
Мне нравится Анжелика Агурбаш. Хорошая певица, но главное — какая женщина! Красивая, изящная, конечно, роковая. И в День Независимости на праздничном концерте она была, как всегда, неотразима. Разве что слегка, так сказать, экстравагантна. Одной фразой дав некоторым газетам повод для странных выводов.

— Счастья вам, здоровья, добра и вечно хорошего настроения! Жыве Беларусь! Вечно свободная и вечно красивая! — вот этим–то «жыве» в конце своего выступления Анжелика и задала тон статьям в «желтоватой» прессе. Дескать, «лозунг «Жыве Беларусь!» неотделим от оппозиции», — поведали читателям падкие на редкие в наши дни сенсации журналисты.

Лика недоумевает: «Первый раз слышу, что это оппозиционный лозунг. Я далека от политики, я творческий человек, я человек мира. Я пою для своей публики. И вообще не понимаю, что криминального вы видите в этой фразе? Или публика видит? Я лично нет».

И я вот не вижу. «За Беларусь!», «Жыве Беларусь!» или «Квiтней, Беларусь!» — в сущности, одно и то же разными словами. Неужели желать процветания своей стране, утверждать, что она живет (не умирает, не гибнет — боже упаси!), — нечто из ряда вон выходящее или, еще не хватало, исключительное право неких партий? Что же получается, нормальному человеку, не зацикленному на политике, и сказать пару хороших слов о собственной стране нельзя?

Любовь к Родине, национальное сознание или, если хотите, «свядомасць» в наши дни — нормальное состояние каждого белоруса. Без скачков напряжения в организме, как температура 36,6. Без отката к нигилизму и без националистического угара.

Конечно, в начале 90–х все было иначе. «Смена вех», связанная с распадом СССР, не могла пройти без следа в жизни тысяч, миллионов людей. Чтобы независимая Беларусь состоялась, потребовалась долгая кропотливая работа. Ее результаты стали заметны не так давно. Мы это видим по тому, что с нашей страной считаются и на Западе и на Востоке, а белорусское гражданство стало желанным для многих иностранцев.

Да, в начале 90–х, когда стояли заводы, не выплачивались зарплаты и жизнь превратилась в сущую жестянку, хватало любителей покричать без разбору то «Ганьба!», то «Долой!», а для пущей убедительности приправить «ораторику» емким и звучным «Жыве Беларусь!».

Время то ушло, и на площадях давно не слышно трибунов, а вместо них поют мастера других искусств. Спроси же у нынешнего студента или школьника, какие эмоции вызывает у него слоган «Жыве Беларусь!», — уверен, не найдется того, кто бы даже заподозрил в сиих словах что–либо странное. «Живет себе и живет спокойно, а что же еще делать?» — самый логичный ответ на вопрос, который сам по себе удивителен.

Хочется меж тем напомнить, что ставшая сегодня «спорной» фраза — не совсем случайная. У нее есть и дата рождения, и автор. Этот сочинитель не кто иной, как Янка Купала. Осенью 1906 года он нанялся помощником винокура на «бровар» помещика Любанского в деревне Яхимовщина, недалеко от Молодечно. Здесь на досуге, как говорят знатоки творчества песняра, начал сочинять свои первые «вершы». Тут написал хрестоматийное, переведенное на более чем сто языков мира стихотворение «А хто там iдзе?». Не позднее 1907 года появилось и интересующее нас сочинение — «Гэта крык, што жыве Беларусь».

О чем писал поэт? Как ни огорчительно для любителей «жареных» фактов, не о политике. Впрочем, пусть слова скажут сами за себя:

А вот як не любiць гэта поле, i бор,

I зялёны садок, i крыклiвую гусь!..

А што часам тут страшна заенча вiхор, —

Гэта енк, гэта крык, што жыве Беларусь!

В общем, стихи отнюдь не на злобу дня, хотя сложены во времена первой русской революции. Города волнуются, а поэт спокойно живет и работает в деревне, пишет свою поэзию жизни.

Что случилось с купаловскими строками затем — другая песня.

После Октябрьской революции появились иные, более актуальные моменту, что ли, интерпретации классики. «Няхай жыве вольная Беларусь!» — под таким девизом возникла БНР. Сторонники БССР, а затем партизаны и подпольщики в годы Великой Отечественной войны провозглашали: «Няхай жыве савецкая Беларусь!»

Купала здесь уже был ни при чем. На поэзию наслоилась проза жизни. Сможет ли поэзия вернуть себе былую чистоту — вопрос ко времени. А пока, что ни говори, живет Беларусь и будет жить. И это главное.

И – кстати! Сделав из эмоционального призыва Анжелики чуть ли не политическую сенсацию, наши «наблюдатели» как-то упустили один факт: последние 10 лет государственная «Народная газета» на самом видном месте публикует слоган «Жыве Беларусь!» И что? Ничего!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter