Жустокоры, жупаны и революция любви

Книжный навигатор
В.М.Бялявiна, Л.В.Ракава. Мужчынскi касцюм на Беларусi. Мiнск, «Беларусь», 2007.

Случается, книгу хочется купить сразу после взгляда на обложку. Обычно я от этого предостерегаю: фантик и конфета — явления разного порядка. Но в этом случае говорю: даже не сомневайтесь. Эта книга не зря собирает высшие награды на международных книжных форумах. Содержание достойно оформления. Здесь не только народные костюмы, то есть лапти–зипуны, но и шляхетский костюм, и городской, и аксессуары, и прически, и доспехи, и оружие... А еще — портреты, гравюры, фотографии реальных людей, реконструкции... Конкретные примеры из летописей, мемуаров и художественной литературы. Материал, который позволит по–новому увидеть историю Беларуси даже тем, кто считает, что у нас не было своей аристократии и вообще белорус — это тот, кто рождался в лаптях. А кунтуши и жустокоры из шелкового адамашка, пунцовые жупаны, «коленские» рубашки, воротники–«альберты» и сабля–карабела! Многие ли жители Могилева знают, что в XVII веке в воротах их города стояли стражники–«пляцовые», одетые в голубые суконные «либерии», отороченные желтым «киром»? А вы слышали, что в XVIII веке белорусская шляхта носила «ваўчуру» — меховую накидку, крытую пунцовым атласом? Один взгляд на бурку, традиционное крестьянское одеяние разнообразных фасонов, напомнит сегодняшние самые современные модели. Интересно, что история костюма прослеживается вплоть до нашего времени. И в этом контексте узкие брюки 1960–х, спортивный стиль 1970–х и каракулевые шапки советских чиновников видятся тоже частью истории.

Марио Варгас Льоса. Похождения скверной девчонки. Москва. Издательство «Иностранка», 2007.

В последнее время, после некоего периода нигилизма один за другим появляются романы о всепобеждающей любви, причем даже у писателей, от которых этого ожидать трудно, вроде Бегбедера с его знаменитым «Любовь живет три года». Льоса, один из «китов» латиноамериканской прозы, блестящий мастер интриги, с остроумным, изящным и одновременно «густым», сочным стилем, тему эту, не однажды им освоенную, подхватывает радостно, словно желает выговорить весь собственный опыт. Герой влюблен в «скверную девчонку». Он — интеллигент с «тонкой душевной организацией», выходец из аристократической перуанской семьи, полиглот и утонченный переводчик, осуществляющий свою скромную мечту — «жить в Париже». Она — девчонка из самых низов, одаренная красотой, невероятной живучестью и желанием пробиться на самый верх.

Она ничего ему не дает. Он, напротив, покорно отдает все. Она постоянно бросает его ради богатых, уродливых, глупых, жестоких богатеев и возвращается — зализать раны, почувствовать обожание... Одни его друзья участвуют в революции на далекой родине, погибают, другие делают карьеру, занимаются политикой, бизнесом, создают произведения искусства... А герой Льосы поглощен тоской по «скверной девчонке», охмурившей очередного миллионера. Подготовка террористов на Кубе, военная диктатура в Перу, богемный Париж 50–х, «Битлз», коммунизм, экономическое чудо Японии... Все это — только фон для любви. Сама жизнь — фон для этой любви, которая со стороны кажется недостойной, мазохистской, инфантильной... Ну почему такой интеллигентный, умный человек портит себе жизнь из–за жадной, эгоистичной женщины, буквально стелясь ей под ноги? И благодаря таланту автора происходит чудо: вдруг становится очевидным, что такая любовь — и есть самое главное. Любовь, которая «ничего не просит, все покрывает и никогда не проходит». Если она была в твоей жизни, ты жил не зря, даже если не совершил ничего великого.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter