18 августа в многодневной гонке на шоссе на призы «Сельской газеты» станет известно имя победителя

«Журавли» на виражах

Участники пелотона «Тур де Брест» стремительно продолжают врываться в города и села, срывая аплодисменты восторженных зрителей. Гонщики накрутили уже свыше 400 километров дорог. Страсти кипят нешуточные. Отрывы, атаки, завалы, поломки. Соперничество за финальное лидерство в самом разгаре. Четыре этапа азартных состязаний пролетели в одно мгновение.


Четверг, утро. У входа в Нацпарк «Беловежская пуща» уже выстраиваются спортсмены. Совсем скоро отсюда стартует очередной этап. А пока, за несколько минут до награждения, главный судья соревнований Николай Хевук делится впечатлениями от ненастной среды:

— Погода внесла коррективы и спортсменам, и судейскому корпусу. Главная сложность — тяжелые организационные условия. У нас было запланировано два гравийных участка. Первый отменили, а второй никак нельзя было объехать. Состояние дороги было просто ужасное из-за проливного дождя. Падений не избежали, но ребята поднимались и снова ехали. К финишу пришли все. Кто-то говорит, что было супер, кто-то жаловался. Но это спорт. Препятствия закаляют.


Спортсменов восстанавливают медики, время и здоровый сон, а с их машинами работают профессиональные техники. Такие, как механик брестской команды Анатолий Зинчук, мастер спорта, занимавшийся велоспортом еще с 1970-х годов. В команде у него семь велосипедов. После каждого этапа необходимо обслуживать все:

— Техника должна быть смазана. Самое главное — исправные ручки, цепи, передачи. Приходится, конечно, менять запчасти. Ну а бывают и серьезные поломки. На этот случай есть запасные велосипеды.

И так случилось уже на первом этапе. Подхожу к машине команды Гродненской области. Михаил Шеметов, мастер спорта международного класса, готовит к старту запасной велосипед:

— Вчера на этапе у кого-то из подрастающего поколения вылетела фляга и попала мне в задние спицы. В итоге я упал. Начал догонять, но понял, что рама окончательно лопнула. Две минуты потерял, пока менял велосипед. Пришел 16-м.

— А как новая «веломашина»? На первый взгляд ничем не отличается.

— Это так кажется. К той я, конечно, уже привык. Проехал 12 тысяч километров. А здесь — другая посадка. Неизвестно, что будет. Может, спина заболит или коленка. Правда, его под меня «подогнали», так что надеюсь на хороший результат.


На лидерство рассчитывают многие. Иван Шакалец, представитель команды Витебской области, уже 7 лет занимается велоспортом. На первом этапе пришел шестым, но собирается наверстать упущенное. 

Команды построены. Перед очередным стартом раскрывается интрига вчерашнего дня. С учетом погоды подведение итогов и награждения отложили на это утро. Главный судья соревнований Николай Хевук объявляет лидеров:

— В личном зачете третье место занял Константин Клеменков, представитель команды Минской области, второе — Роман Романов из команды Гомельской области. Пальму первенства завоевал Алексей Шнырко — Минская область!

Определились и победители в генеральной классификации. Желтую майку лидера надел Алексей Шнырко. Лучшим спринтером, перехватившим зеленую майку, объявлен Евгений Королек, спортсмен команды Гродненской области. Лучшим молодым гонщиком признан юниор Марк Гринкевич — Гродненская область. 


Майки лидеров после каждого этапа раздают, как сказали бы в Одессе, не для покрасоваться. На них ориентируется вся команда. А посему сразу же после награждения прозвучал свисток, и пелотон ринулся к новому пьедесталу, который ждал команды в Каменце. До него — 107 километров с промежуточными финишами. 

Задача журналистов в это время — фото- и видеоохота. Едем так, чтобы застать приближающихся спортсменов. Выставляю камеру, и через пару секунд гонка вылетает прямо на меня. Велосипеды, словно на реактивных двигателях, проносятся в нескольких сантиметрах. Признаюсь, страшно. Мысленно жму руку каждому гонщику. Мужественные парни. 


Мчимся дальше. Начинаются первые отрывы. Вперед уходят сразу 8 спортсменов. Отстающие нажимают на педали и подтягиваются. А вот и первый завал. Николай Хевук комментирует: молодежь немного мандражирует, вот и зацепились. Ничего, сейчас пойдут дальше.

Первый промежуточный финиш и — самая серьезная атака пока что за всю гонку. Гордей Тищенко, сильный участник команды Могилевской области, уходит вперед, увлекая за собой других членов команды. Еще чуть-чуть, говорят судьи, и их было бы не догнать. Но с таким исходом не согласились гродненцы Евгений Королек и Михаил Шеметов, которые переложились в отрыв после второго промежутка.


Впрочем, что лидеры без команды? Николай Хевук уверяет, групповая гонка — это слаженный коллектив, который работает на одного лидера. И раскрывает некоторые тактические секреты:

— Чтобы догнать отрыв, спортсмены объединяют усилия. Лидеры идут впереди, а остальные гонщики подтягиваются за ними. Сродни журавлиному клину. Это аэродинамика: кто «сидит» на колесе — тот отдыхает, поскольку двое наиболее сильных идут впереди и за ними воздух разряжается. За счет этого несколько команд объединяются и догоняют беглеца.

А мы обходим гонку и ждем ее на новом вираже. Возле деревни Столповиски. 

— Кого фотографировать будете? — окликает нас прохожий с велосипедом. Объясняем, мол, велогонка здесь. Смотрите, сейчас пронесутся спортсмены на «крутых» великах. 

— А мой круче, — улыбается собеседник. — Посмотрите, с начала 70-х годов. А до сих пор летает, как новенький! Вот что значит советская техника!


Сергей Пискут. Так зовут нового знакомого. Живет он в той же деревне, около которой сделали остановку и мы. Но бывает там наездами из… Москвы: 

— Это моя малая родина. А в России я остался после армии. Так там и живу. Работаю во вневедомственной охране. Сюда приезжаю в отпуск. Лес, природа, красота!

— А на велосипеде за грибами? — спрашиваю я.

— Нет, тут же пограничная зона. Просто, как и в детстве, выезжаю покататься. В Москве, конечно, инфраструктура хорошая. Много сделали для велосипедистов: велодорожки, прокаты. Но все ж не так, как вот тут на шоссе. Посмотрите, какие пейзажи! Да и этот старичок без названия мне роднее. 


Пасторальную беседу разрывает рев моторов судейских мотоциклов и машин сопровождения. Гонка продолжается. Позади уже пункт пропуска «Песчатка», Высокое, Минковичи… Оставляем за спиной просторные поля «Беловежского» и вскоре выходим на финиш. Здесь спортсмены шли довольно плотно. Николай Хевук объясняет, финиш традиционный для этого пелотона, известный многим, поэтому уже километров за 10 к нему начинают готовиться. 

Этап завершается в Каменце у стадиона. Старая традиция, которую, продолжает Николай Хевук, организаторы не только поддерживают, но и отчасти возрождают:

— Раньше основные финиши делали непосредственно на городских стадионах, на гравии. Гонка ведь проводится с 1963 года. Но в те времена асфальта было намного меньше, а сейчас даже на стадионах покрытия, которые нам не подходят. Именно поэтому мы пытаемся уйти в историю и вернуть гравийные участки на дороги.


Музыка, пьедестал, и вот уже очередные лидеры этапа получают награды. Пальму первенства в личном зачете на этапе взял Евгений Королек. Второе и третье места соответственно разделили Денис Мазур и Владислав Кибисов из команд Брестской и Витебской областей. Лидером гонки, обладателем желтой майки по-прежнему остался Алексей Шнырко. Зеленую, спринтерскую, примерил Роман Тишков из команды Гомельской области. А лучшим юниором на этом этапе стал Марк Гринкевич из команды Гродненщины. 

Казалось бы, пора открывать шампанское. Рано, ребята. День в разгаре, и впереди новый этап. Индивидуальная гонка или, как говорят велогонщики, «разделка», которая и определит героев дня. А пока главный судья подводит промежуточные итоги:

— Сегодня условия более комфортные. По отношению к вчерашнему этапу прошли довольно свободно, но, к сожалению, некоторые гонщики из тех, кто проиграл вчера, решили активно включиться в борьбу, и с самого начала гонки пошли падения. И не только на сложных участках. Практика показала, что непреднамеренные падения происходят на хорошем широком шоссе. 



Спортсмены переезжают на точку следующего старта. Мы едем за ними, немного отстав, и видим вдалеке двух экипированных велосипедистов. Кто-то из наших? Подъезжаем ближе. Оказалось, за гонщиков мы приняли польских туристов Малгожату Мачику и Михаила Пауляка. Велосипедисты, объездившие на двух колесах всю Европу, приехали к нам из Лодзи, что от Каменца почти в 400 километрах. В Беларуси в первый раз, но эмоций со знаком плюс хватило от границы:

— Во-первых, безвизовый въезд. Это очень удобно, и нам, путешественникам, выходит дешевле, чем оформлять визу. Ну и, конечно, то, что мы увидели тут, пусть и на окраине страны, завораживает. Беловежская пуща, Каменецкая башня. А какие чистые и ухоженные поля, мощные комбайны! Уютно, самобытно. Прекрасный стародавний край. Советуем всем приезжать сюда, и желательно на велосипедах. Из окна машины такого не увидишь.

Малгожата МАЧИКА и Михаил Пауляк.

А вот нашим гонщикам любоваться красотами некогда. Вперед и только вперед. Даже если серьезно упал. Как Ваня Шакалец, с которым я разговаривал утром. Как так случилось?

— Вы у меня интервью брали, наверное, сглазили (смеется). На самом деле впереди молодежь ехала. Рвали жилы на трассе, не рассчитали сил — и упали. Я въехал в них. Теперь вот побит локоть. Больно будет на индивидуальной гонке. Но соревнования продолжу. Ссадины только закаляют. Тренируешь волю, еще сильнее рвешься к победе.


Эмоции бушуют не только на шоссе. Одни переживают за травмы, другие за близких. Алексей Пешкун, мастер спорта, участник команды Минска, каждую свободную минуту смотрит в телефоне сообщения. Нет ли нового? У Алексея как раз в разгар велогонки родился сын: 

— Жена скучает, присылает мне фото малыша. Скорей бы его увидеть! Когда вернусь, неделю побуду дома. А потом новый чемпионат. Хорошие соревнования, отличные призы.

Вот такая судьба у велогонщиков. И их жен! Даже личная жизнь пролетает на большой скорости. То ли дело в деревне. Александр Примчиц, еще один наш новый знакомый, потому и выбрал село, что жизнь там размеренная. Встретили мы его, когда он не спеша ехал на гужевой повозке аккурат по трассе, где один за другим неслись велогонщики в «разделке»:

— Сам я из Пинска. После армии на предприятии под Минском работал. А потом женился, решили уехать в деревню. Тут хоть и тяжело, но вольно. А в городе суета. Все бегут куда-то. Я, кстати, тоже на велосипеде часто езжу. В деревне это главный транспорт. Но опять-таки никаких скоростей. Получаешь удовольствие, набираешься сил и здоровья.

У каждого, впрочем, свой ритм. Михаил Шеметов, который упал на первом этапе, говорил, пульсометр на финише у него показывал 200 ударов в минуту. И вот теперь по итогам индивидуальной гонки он занял третье место. Несмотря на легкую травму и запасной велосипед. Второе место досталось Денису Мазуру из команды Брестской области. Он же получил желтую майку лидера. Первое место вновь у Алексея Шнырко. Плюс к этому завоеванию — зеленая майка спринтера. Белую вновь надел юниор из команды Гродненщины Марк Гринкевич...

Победители первого этапа гонки — Алексей ШНЫРКО, Константин КЛИМЕНКОВ и Роман РОМАНОВ.

Гонка прошла достаточно спокойно, без серьезных происшествий. В основном путь пролегал по хорошей ровной дороге. Очень долго шли по трассе Р98. И хотя гравийка стала неотъемлемой частью нынешнего пелотона, но на сей раз небольшой участок гравийной дороги в начале этапа на ход гонки не повлиял. На разрыве от отрыва ситуацию под контроль взяла команда Брестской области. Соперники вели себя тихо, что позволило брестчанам контролировать ход гонки. Не случайно желтая майка лидера сохранилась за Денисом Мазуром, выступающим в пелотоне за Брестчину.

Победители второго этапа гонки — Евгений КОРОЛЕК, Денис МАЗУР и Владислав КИБИСОВ.

Финишировал четвертый этап в Пружанах на площади Ленина. Там же подвели итоги и наградили победителей. По результатам вчерашнего дня первое место в личном зачете занял Алексей Пешкун из команды города Минска. Второе и третье соответственно разделили Станислав Божков из команды Витебской области и Артур Кириевич из Брестской области. Зеленую майку снова надел Алексей Шнырко, а белую — Марк Гринкевич. 

Ну а уже завтра — финал. Следите за событиями!

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter