
— Поскольку насаждения были сильно повреждены огнем, руководство лесхоза попыталось их полностью вырубить, сославшись на усыхание из-за короеда, — прокомментировал мне ситуацию замначальника управления контроля за работой природоохранного комплекса, лесохозяйственной отрасли и проблем Чернобыля Комитета госконтроля Сергей Павликов. — А вскрылось это во время мониторинга.
Сама некрасивая ситуация произошла 3 апреля этого года в Ивацевичском и Кабаковском лесничествах. Пока известно о трех пожарах в лесу, о которых руководители предпочли умолчать. Специалист КГК знает, как было дело, в деталях. Когда огонь перебросился с сухих веток и травы на деревья, его пытались потушить. Однако после ликвидации пожаров акты о них не составлялись, информация в соответствующую книгу учета не вносилась. Ну и подсчет потерь, естественно, не велся. В Брестское государственное производственное лесохозяйственное объединение местные также решили ничего не сообщать — чтобы не лишиться премиальных, не выполнив показатели по охране леса от пожаров.
В общем, искать причины произошедшего и виноватых в лесхозе не стали. Как не стали и рассчитывать причиненный окружающей среде вред. Между тем
серьезные последствия — повреждение живого напочвенного покрова и лесной подстилки, корневой системы и стволов деревьев на высоту до 6 метров — не оставляли времени на раздумья. И решение было найдено — рубить! Назвали это сплошными санитарными рубками. Начали с контура, «прорисованного» огнем, и концы, как говорится, в воду. В выданных же для этого разрешениях говорилось, что причиной рубки сосновых насаждений стал не пожар, а стволовые вредители.
Финальным этапом, после которого вряд ли удалось бы выяснить, что произошло на самом деле, должна была стать сплошная рубка. В помощь — уникальные высокопродуктивные машины для лесозаготовки — харвестеры и форвардеры. Однако здесь вмешался госконтроль, успев приостановить уже начавшуюся вырубку.
— Работниками КГК и представителями Брестского ГПЛХО при обследовании лесосек доказана необоснованность назначения и проведения сплошных рубок, поскольку заселения стволовыми вредителями не было. — Сергей Павликов рассказал, что Ивацевичскому лесхозу рекомендовано устранить нарушения. Кроме того, после проверки Министерством лесного хозяйства юридическое лицо привлечено к административной ответственности со штрафом в 200 базовых величин. Представители лесхоза тоже не стали отрицать, что виноваты. Директор, главный лесничий и инженерно-технические работники, а также лесничие привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целом анализ по Брестской области показал, что между государственным производственным лесохозяйственным объединением, лесхозами и местными органами власти нет грамотного сотрудничества для того, чтобы вовремя запрещать гражданам посещать леса в случаях, когда есть реальная угроза пожаров. Например, к моменту введения такого запрета на Брестчине на 26 апреля этого года в лесном фонде области произошло более 110 лесных пожаров на общей площади 850 га.
gladkaya@sb.by