— МЫ вылезем за счет гэгов, — пытался отговориться я.
— Ага. Придумай их на всю картину. Чаплин возил вариант фильма на окраины зрителям, проверял, как реагируют. На него работала команда. Гайдаю тоже все помогают. Ай, давай с горя выпьем. Ты... держи меня чаще в кадре... пусть хоть на мою рожу глазеют.
Он тяжело дышал, медленно передвигался. Обеденный перерыв. Магазин закрыт. Дядю Лешу сопровождают администратор и мой институтский друг, актер П. Быков, которого он уважает за одну фамилию: «Мне с Быковыми везет, Леонид и Ролан, ты третий, а третьему бесплатно наливают». Идем. Подходит участковый. Улыбается. Узнал.
— Тихо тут у вас. ЧП нет? — спрашивает дядя Леша.
— Нет, — отвечает участковый, стоя по стойке смирно.
— На вот. За эту тишину дарю тебе охотничий нож, — неожиданно говорит Смирнов и действительно подает ему добротный нож. — Бери, дарю.
Участковый дрожащими руками берет нож, еще не веря в реальность, наконец его осенило. Попросил всех в магазин. Участковому продавщица открыла, увидела актера и ахнула. Выпивали в подсобном помещении часа два. И участковый выпил, и продавщица. Расходились навеселе. Грустил только дядя Леша.
В «рафике» по дороге в Бобруйск: «Возите меня в «рафике», я в «Волгу» не влажу». Я спросил: «Почему грустил, Алексей Макарович?»
— Куркуль. Я рассчитывал, что он ножичек вернет. Не получилось. Обычно всюду возвращали. Буржуазная у вас, у белорусов, психология, скажу тебе, — с юмором сказал он.
С каждым днем мы сближались все больше и больше. Я рассказывал о своих комедиях, о романе. Эпизод с «утопленником» в нашем фильме ему понравился, он улыбнулся.
— Ты знаешь, из тебя может получиться толк, ищи анекдот, ситуацию. Женат сам?
— Да. Вы с дочкой моей в коридоре играли…
Он угощал ее сыром, любил голландский сыр.
— Жаль. Взял бы тебя в Ленинград. Прописал бы к себе. Я с мамой живу. Она очень больна. Мишу администратора возьму. Квартира пропадет.
«Почему вы не пойдете в поликлинику?» — спросил его уже в Питере администратор, который, будучи в командировке, навестил его.
— Эх, браток. Стоит мне выйти из подъезда... два шага... знакомые, приятели, прохожие, и пошло-поехало. Как ни собираюсь — до этой поликлиники не дохожу. Судьба.
Всем хочется с дядей Лешей выпить. Особенно ветеранам войны. Они знали, что он был смелым разведчиком.
Ровно через год Алексея Макаровича не стало. Последняя его актерская работа осталась в моем дипломе. Играть-то было нечего, но фактура, фигура, он приехал и просто оставил мне автограф на экране. Благословил: «Ищи смешную ситуацию. У тебя получится».
Минул год со дня съемок нашего фильма. Узнаю, что Алексей Макарович госпитализирован. Проблемы с сердцем. И в это самое время в Киеве погибает в автомобильной катастрофе его лучший друг, актер и режиссер Леонид Быков. Врачи не рискнули сказать об этом больному Макарычу. Но как-то он об этом узнал. «Жизнь больше не имеет смысла». Говорят, он повернулся к стене и умер.
P. S. Уходит в историю великое советское кино, в котором созданы выдающиеся фильмы, экранизированы все значительные произведения национальных литератур: русской, украинской, белорусской, узбекской, киргизской, литовской. Мир восхищался нашими режиссерами, актерами, операторами. Своим талантом они прославляли культуру своих народов, и хочется надеяться, что и в далеком будущем еще будут потомки обращаться к их творчеству и восхищаться их талантами. А то частенько мы живем по старой пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».
Георгий МАРЧУК — специально для «СГ».