Кап... кап... капремонт: когда же будет по-другому
15.05.2018 23:41:43
Виктор ПОНОМАРЕВ
27 января в статье «Недобрые домовые» газета поведала неприятную историю, случившуюся во время капитального ремонта в доме № 3 по минской улице Пулихова. Добиваясь, чтобы газовые трубы в квартире проложили как положено, Валентина Сурикова обошла все коммунальные инстанции. Безрезультатно. Понимание и, как следствие, решение несложной проблемы пенсионерка нашла только на приеме у Председателя Комитета госконтроля. Мы обещали продолжение истории.
Капремонт в доме начался 15 июня 2017–го, окончание планировалось на декабрь. На паспорте объекта кто–то маркером приписал: «Никогда». Как в воду глядел! На календаре — май 2018 года. Завершенными считаются лишь работы первого пускового комплекса, ремонт крыши. Сейчас делается или частью сделано то, что предусматривает 2–й комплекс (замена оконных блоков в местах общего пользования и систем канализации в стояках, ремонт фасада), 3–й (замена систем отопления и электроснабжения, благоустройство дворовой территории), 4–й (замена внутридомовых систем газоснабжения).
А есть еще работы по 5–му и 6–му комплексам, которые даже не начинались. Нормативный срок капремонта, составляющий 4 месяца, уже превышен более чем вдвое. Но вот что самое удивительное. Дом № 3 уже вошел в статистику 2017 года как введенный в эксплуатацию после завершения капремонта! Лишь на том основании, что были исполнены работы первого пускового комплекса.
«Обнаружив такое, мягко говоря, лукавство с отчетностью, мы основательно изучили ситуацию в двух столичных районах, Ленинском и Первомайском. Картина оказалась типичной», — констатирует Вера Мацулевич, заместитель начальника главного управления контроля по городу Минску Комитета госконтроля.
По итогам 2017 года минские власти отчитались по стандартной форме ведомственной отчетности: доведенное задание перевыполнено, вместо 785 тысяч кв. метров жилья после капремонта введено 797,5. Но что скрывается за этим видимым благополучием? Госконтроль выявил случаи, когда реальная выработка составляла 1 (один!) процент сметной стоимости капремонта, а дом считался введенным в эксплуатацию. Зато не удалось найти ни одного дома, который был бы отремонтирован в полном объеме и в нормативные сроки.
«Как показали проверки заказчиков, ЖКХ Первомайского и Ленинского районов, они каждый объект делят на пусковые комплексы, которых бывает от 2 до 13, в основном 4 — 6, — продолжает объяснять лукавую схему Вера Мацулевич. — Якобы вводят общую площадь дома после завершения работ первого комплекса: присутствует представитель госстройнадзора, подписывается акт... Отчитываются. Остальное потом потихоньку доделывают, при этом сроки окончания работ уже мало кому интересны — кроме жильцов, конечно. Варианты бывают разные. Где–то поменяли окна в местах общего пользования — и отчитались о завершении капремонта; где–то торцы утеплили, где–то лишь крышу отремонтировали или заменили системы газоснабжения. Средства распыляются: ремонт считается завершенным, а денег на него надо все больше и больше».
Зато в коммунальной отчетности появляются примерно такие формулировки: дом переходящий с 2017 года с вводом в 2018–м или даже переходящий с 2017–го без ввода в 2018–м. Хотя нормативные сроки капремонта обычно составляют 3,5 — 4,5 месяца, редко превышают 6, процесс растягивается на годы. Это не преувеличение. Ремонт домов №№ 18, 20, и 22 на минской улице Калинина был начат в октябре 2015–го — мае 2016–го и не завершен до сих пор, в мае 2018–го. Дальше некуда.
Почему это происходит? У Веры Мацулевич нет готового ответа. Одна из возможных причин — отсутствие действенного стимула. Выплата премий должностным лицам, представителям заказчика, никак не связана с выполнением заданий по капремонту жилья, хотя до 2017 года такая зависимость была.
Строго говоря, все детали капремонта прописаны в постановлении Правительства № 324 от 21 апреля 2016 года: что делается за счет отчислений жильцов, что на бюджетные средства, что за отдельную плату. Предписано, что перед началом работ следует организовать жильцов, провести собрание и все им разъяснить. Как показывает мониторинг госконтроля, коммунальщики не научились этого делать. Прежде всего — разговаривать с людьми. Поэтому они и жалуются. Сферы ЖКХ и капремонта касается четверть всех жалоб, поступающих от минчан в центральный аппарат КГК.
Многие из нас (журналисты «СБ» не исключение) могут поделиться своей историей капитального ремонта, столь же парадоксальной, часто возмутительной, что прозвучала в рассказе представителя госконтроля. Судя по всему, коммунальщики от своих комплексов — пусковых комплексов! — ничуть не страдают. Напротив, они помогают им манипулировать отчетностью, имитировать успешную работу. Страдаем мы, горожане.
Столица не показывает — как бы ей подобало по статусу — примера. Может быть, в других регионах дела обстоят лучше? Скоро мы об этом узнаем. Результаты мониторинга КГК были направлены в Мингорисполком и Совет Министров. Из Правительства быстро последовала реакция в виде поручения: Минжилкомхозу совместно с облисполкомами и местными органами власти изучить ситуацию в целом по стране, навести порядок с ведомственной отчетностью по капремонту, не допускать необоснованного затягивания его сроков.
Госконтроль продолжит мониторинг в регионах, об итогах которого мы расскажем.
ponomarev@sb.by
Капремонт в доме начался 15 июня 2017–го, окончание планировалось на декабрь. На паспорте объекта кто–то маркером приписал: «Никогда». Как в воду глядел! На календаре — май 2018 года. Завершенными считаются лишь работы первого пускового комплекса, ремонт крыши. Сейчас делается или частью сделано то, что предусматривает 2–й комплекс (замена оконных блоков в местах общего пользования и систем канализации в стояках, ремонт фасада), 3–й (замена систем отопления и электроснабжения, благоустройство дворовой территории), 4–й (замена внутридомовых систем газоснабжения).
А есть еще работы по 5–му и 6–му комплексам, которые даже не начинались. Нормативный срок капремонта, составляющий 4 месяца, уже превышен более чем вдвое. Но вот что самое удивительное. Дом № 3 уже вошел в статистику 2017 года как введенный в эксплуатацию после завершения капремонта! Лишь на том основании, что были исполнены работы первого пускового комплекса.
«Обнаружив такое, мягко говоря, лукавство с отчетностью, мы основательно изучили ситуацию в двух столичных районах, Ленинском и Первомайском. Картина оказалась типичной», — констатирует Вера Мацулевич, заместитель начальника главного управления контроля по городу Минску Комитета госконтроля.
По итогам 2017 года минские власти отчитались по стандартной форме ведомственной отчетности: доведенное задание перевыполнено, вместо 785 тысяч кв. метров жилья после капремонта введено 797,5. Но что скрывается за этим видимым благополучием? Госконтроль выявил случаи, когда реальная выработка составляла 1 (один!) процент сметной стоимости капремонта, а дом считался введенным в эксплуатацию. Зато не удалось найти ни одного дома, который был бы отремонтирован в полном объеме и в нормативные сроки.
Зато в коммунальной отчетности появляются примерно такие формулировки: дом переходящий с 2017 года с вводом в 2018–м или даже переходящий с 2017–го без ввода в 2018–м. Хотя нормативные сроки капремонта обычно составляют 3,5 — 4,5 месяца, редко превышают 6, процесс растягивается на годы. Это не преувеличение. Ремонт домов №№ 18, 20, и 22 на минской улице Калинина был начат в октябре 2015–го — мае 2016–го и не завершен до сих пор, в мае 2018–го. Дальше некуда.
Почему это происходит? У Веры Мацулевич нет готового ответа. Одна из возможных причин — отсутствие действенного стимула. Выплата премий должностным лицам, представителям заказчика, никак не связана с выполнением заданий по капремонту жилья, хотя до 2017 года такая зависимость была.
Многие из нас (журналисты «СБ» не исключение) могут поделиться своей историей капитального ремонта, столь же парадоксальной, часто возмутительной, что прозвучала в рассказе представителя госконтроля. Судя по всему, коммунальщики от своих комплексов — пусковых комплексов! — ничуть не страдают. Напротив, они помогают им манипулировать отчетностью, имитировать успешную работу. Страдаем мы, горожане.
Столица не показывает — как бы ей подобало по статусу — примера. Может быть, в других регионах дела обстоят лучше? Скоро мы об этом узнаем. Результаты мониторинга КГК были направлены в Мингорисполком и Совет Министров. Из Правительства быстро последовала реакция в виде поручения: Минжилкомхозу совместно с облисполкомами и местными органами власти изучить ситуацию в целом по стране, навести порядок с ведомственной отчетностью по капремонту, не допускать необоснованного затягивания его сроков.
Госконтроль продолжит мониторинг в регионах, об итогах которого мы расскажем.
ponomarev@sb.by