Кап... кап... капремонт: когда же будет по-другому

ЖКХ страдает от комплексов. Пусковых

27 января в статье «Недобрые домовые» газета поведала неприятную историю, случившуюся во время капитального ремонта в доме № 3 по минской улице Пулихова. Добиваясь, чтобы газовые трубы в квартире проложили как положено, Валентина Сурикова обошла все коммунальные инстанции. Безрезультатно. Понимание и, как следствие, решение несложной проблемы пенсионерка нашла только на приеме у Председателя Комитета госконтроля. Мы обещали продолжение истории.


Капремонт в доме начался 15 июня 2017–го, окончание планировалось на декабрь. На паспорте объекта кто–то маркером приписал: «Никогда». Как в воду глядел! На календаре — май 2018 года. Завершенными считаются лишь работы первого пускового комплекса, ремонт крыши. Сейчас делается или частью сделано то, что предусматривает 2–й комплекс (замена оконных блоков в местах общего пользования и систем канализации в стояках, ремонт фасада), 3–й (замена систем отопления и электроснабжения, благоустройство дворовой территории), 4–й (замена внутридомовых систем газоснабжения).

А есть еще работы по 5–му и 6–му комплексам, которые даже не начинались. Нормативный срок капремонта, составляющий 4 месяца, уже превышен более чем вдвое. Но вот что самое удивительное. Дом № 3 уже вошел в статистику 2017 года как введенный в эксплуатацию после завершения капремонта! Лишь на том основании, что были исполнены работы первого пускового комплекса.

«Обнаружив такое, мягко говоря, лукавство с отчетностью, мы основательно изучили ситуацию в двух столичных районах, Ленинском и Первомайском. Картина оказалась типичной», — констатирует Вера Мацулевич, заместитель начальника главного управления контроля по городу Минску Комитета госконтроля.


По итогам 2017 года минские власти отчитались по стандартной форме ведомственной отчетности: доведенное задание перевыполнено, вместо 785 тысяч кв. метров жилья после капремонта введено 797,5. Но что скрывается за этим видимым благополучием? Госконтроль выявил случаи, когда реальная выработка составляла 1 (один!) процент сметной стоимости капремонта, а дом считался введенным в эксплуатацию. Зато не удалось найти ни одного дома, который был бы отремонтирован в полном объеме и в нормативные сроки.

«Как показали проверки заказчиков, ЖКХ Первомайского и Ленинского районов, они каждый объект делят на пусковые комплексы, которых бывает от 2 до 13, в основном 4 — 6, — продолжает объяснять лукавую схему Вера Мацулевич. — Якобы вводят общую площадь дома после завершения работ первого комплекса: присутствует представитель госстройнадзора, подписывается акт... Отчитываются. Остальное потом потихоньку доделывают, при этом сроки окончания работ уже мало кому интересны — кроме жильцов, конечно. Варианты бывают разные. Где–то поменяли окна в местах общего пользования — и отчитались о завершении капремонта; где–то торцы утеплили, где–то лишь крышу отремонтировали или заменили системы газоснабжения. Средства распыляются: ремонт считается завершенным, а денег на него надо все больше и больше».

Зато в коммунальной отчетности появляются примерно такие формулировки: дом переходящий с 2017 года с вводом в 2018–м или даже переходящий с 2017–го без ввода в 2018–м. Хотя нормативные сроки капремонта обычно составляют 3,5 — 4,5 месяца, редко превышают 6, процесс растягивается на годы. Это не преувеличение. Ремонт домов №№ 18, 20, и 22 на минской улице Калинина был начат в октябре 2015–го — мае 2016–го и не завершен до сих пор, в мае 2018–го. Дальше некуда.

Почему это происходит? У Веры Мацулевич нет готового ответа. Одна из возможных причин — отсутствие действенного стимула. Выплата премий должностным лицам, представителям заказчика, никак не связана с выполнением заданий по капремонту жилья, хотя до 2017 года такая зависимость была.

Строго говоря, все детали капремонта прописаны в постановлении Правительства № 324 от 21 апреля 2016 года: что делается за счет отчислений жильцов, что на бюджетные средства, что за отдельную плату. Предписано, что перед началом работ следует организовать жильцов, провести собрание и все им разъяснить. Как показывает мониторинг госконтроля, коммунальщики не научились этого делать. Прежде всего — разговаривать с людьми. Поэтому они и жалуются. Сферы ЖКХ и капремонта касается четверть всех жалоб, поступающих от минчан в центральный аппарат КГК.

Многие из нас (журналисты «СБ» не исключение) могут поделиться своей историей капитального ремонта, столь же парадоксальной, часто возмутительной, что прозвучала в рассказе представителя госконтроля. Судя по всему, коммунальщики от своих комплексов — пусковых комплексов! — ничуть не страдают. Напротив, они помогают им манипулировать отчетностью, имитировать успешную работу. Страдаем мы, горожане.

Столица не показывает — как бы ей подобало по статусу — примера. Может быть, в других регионах дела обстоят лучше? Скоро мы об этом узнаем. Результаты мониторинга КГК были направлены в Мингорисполком и Совет Министров. Из Правительства быстро последовала реакция в виде поручения: Минжилкомхозу совместно с облисполкомами и местными органами власти изучить ситуацию в целом по стране, навести порядок с ведомственной отчетностью по капремонту, не допускать необоснованного затягивания его сроков.

Госконтроль продолжит мониторинг в регионах, об итогах которого мы расскажем.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter