За Валерием Сидоревичем слава воина-интернационалиста бежала по пятам

Жизненный реванш Валерия Сидоревича

Добрая слава к человеку сама приходит. Но сначала он своими поступками, своей жизненной позицией создает для нее предпосылки. 

Несколько лет назад Валерий Сидоревич, мастер лесопункта Вилейского опытного лесхоза, бывший воин-«афганец», награжденный медалью «За боевые заслуги», получил неожиданный подарок от облисполкома — легковой автомобиль. Что было как нельзя кстати. В семье подрастало трое детей. Сколько лет уж после Афгана прошло, недоумевал Валерий, а ведь, надо же, вспомнили. А все потому, что слава воина-интернационалиста за ним по пятам бежала. Да и сегодня друзья-лесорубы, идущие плечо в плечо по буреломным лесосекам, гордятся, что ими руководит мастер с Именем. 


В Полоцкий лесотехникум Валерий шел по призванию. Знал, что такое хлеб лесника на примере отца и деда. Валерий рассказывает, какая на Брестчине, его малой родине, растет клюква и что на массовые сборы ягоды выходят целыми селами. 

После техникума недолго поработал в лесхозе, призвали в армию. А через пару месяцев новобранцы тряслись в переполненных вагонах поезда Минск — Ташкент. Валерия,  кроме родителей, провожала жена и крохотный восьмимесячный сын. Сережку посадили на детские качели, и он молча, с каким-то осознанным любопытством, наблюдал сцену прощания.

– Я вернусь, сынок! – подхватил Валерий на руки первенца. Обещание, данное Сережке, стучало потом в висках во время длинных переходов механизированных колонн между ущелий Гиндукуша.

Во сне он видел то, что уже было счастьем в его короткой жизни. Ранняя, но такая зрелая, настоящая любовь. Он уроженец Брестчины, она полочанка, маленькая, стройная, с обличьем принцессы. Так ему, по крайней мере, казалось. Встретились в техникуме. На работу в Вилейский лесхоз Инна поехала уже во второй половине беременности, следом за ней, на практику, подался Валерий, заменив подругу на рабочем месте. Сняли жилье. А через некоторое время родился Сережка. Новоиспеченные родители души не чаяли в своем первенце. И все у них было по-настоящему. 

Когда Валерия определили в 449-й отдельный автомобильный батальон бригады материального обеспечения, он сразу понял, зачем на курсах ДОСААФ постигал практику вождения КамАЗов. Именно эта техника формировала сопровождаемые бэтээрами колонны, которые особенно любили атаковать моджахеды, используя тактику партизанской войны.

– У тебя, Сидоревич, ребенок, будешь при штабе, – сказал, как отрезал, взводный. И какое-то время Валерий действительно исполнял штабную работу. Заполнял наградные, на старенькой «Ятрани» печатал характеристики. Составлял списки колонн, которые ежедневно уходили в 50-градусную жару в окружавшие их каменистые горы, где на перевалах очень часто поджидали засады духов. И когда вновь ребята вернулись на базу с ранеными на броне, Валерий тайно внес себя в список участников очередного выхода. Нашелся КамАЗ, где водитель без сопротивления уступил место, примостившись на сиденье рядом. Рейс до Джелалабада прошел без экстрима. Таким же удачным получился и обратный путь.

ИНОГДА, проявив благосклонность, судьба, однако, берет реванш. А получилось вот как. В пути колонна попала под обстрел. Как раз на печально известном перевале Саланг. Он вел к горному туннелю, в котором две машины разминуться не могли. Так и двигались в одностороннем порядке. Когда прозвучали выстрелы с гор, цепь разорвалась. Валерий оказался в туннеле и внезапно обнаружил идущую навстречу платформу с грузом. Даже узкого пространства для маневра не оставила ситуация. Справа в машине двое радистов, слева за рулем он сам. А рядом находилась каменистая гряда. Резко повернув руль, к ней и прижал Валерий железное тело машины, ощущая, как свое собственное содрогается от боли. Вся передняя панель КамАЗа обрушилась прямо ему на ноги. Радисты рядом даже не поняли сразу, что без этой жертвенной тактики водителя они, без сомнения, сами стали бы жертвами «черного тюльпана».

«Вертушка» унесла в центральный клинический госпиталь Кабула. А там хирург-виртуоз Анатолий Артемьев с помощью металлического штифта, вонзенного в кость, зафиксировал его раздробленную ногу. Сделал все так искусно, что Валерий смог потом без тросточки пройтись под пристальным взором медицинской комиссии.

ВАЛЕРИЙ выполнил обещание, данное сыну. А после афганской войны в семье Сидоревичей родилось еще двое детей.

Несмотря на инвалидность, вернулся в лесхоз. Бывшего воина-интернационалиста приняли радушно, зачислили в штат мастером лесосек. Валерий вспоминает, как невесть откуда налетевший вихрь, который и хозяйничал-то в лесу считаные минуты, поломал-покорежил вековые сосняки, с корнем вывернул ели. Не успели с последствиями справиться, как стихия вновь пожаловала в гости. На этот раз уже без церемоний. Не только опушки, но и целые делянки леса оказались заваленными буреломом. Лесорубы проходили по ним, будто вдоль бывшей линии огня.  Только через некоторое время появлялись сложенные штабеля бревен — зримые следы труда лесозаготовительной бригады. В ней и трудился Валерий Сидоревич.

На вооружении бригады состояли трактор для трелевки и транспортировки леса, манипулятор-тележка и бензопилы. Это потом на помощь вальщикам пришла новейшая чудо-техника. Именно так называет Валерий Михайлович харвестер. Вместо трактора на погрузке и трелевке трудится форвардер, который благодаря надетым на задние колеса гусеницам шпарит,  подобно танку, по любой топи.

…Он только вернулся из 12-дневной командировки в Любанский лесхоз. Даже и не вспомнит сразу, которая это по счету. Временное жилье, работа в незнакомых местах, среди поврежденных короедом лесосек. Лесоруб спасает лес. Так хирург сохраняет жизнь, отсекая поврежденный болезнью орган. Вековые сосны беспомощны перед коварным вредителем. Их плотная густая смола защищает лишь древесину ствола. Но короед идет по ветвям, вдоль тонкой коры. И лишает дерево кроны.

— Да я уже 15 лет в разъездах, — Валерий даже не огорчен. — Березино, Червень, Смолевичи… Там убирали бурелом. Сосны лежали сплошняком. Ураган их срубил на корню… Не только люди, но и техника Вилейского лесхоза работала на рубках, грузили лес. План по заготовкам древесины делали с перевыполнением. Хотя кого это могло радовать... 

Ведь лесники дают жизнь лесу. Валерий по-настоящему научился ее ценить именно тогда, в годы своей афганской юности.

Мария Кузовкина

Фото предоставлено Вилейским лесхозом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter