Звуки лета, Солнечный клоун и последний барин русской сцены в ТВ-обзоре Валентина Пепеляева

Жизнь замечательных людей

Звуки лета — Солнечный клоун — Последний барин русской сцены — Забытый драматург Славкин

Композиторы — люди закрытые, лучше всего они выражают свои эмоции в музыке. Сразу о трех известных сочинителях напомнил августовский эфир. Все три героя — разные, но объединяет их то, что музыкальную традицию они соединили с современным мышлением, а неуемная жажда найти свой собственный музыкальный язык не ограничивалась только формальными новшествами.

Программа «Путь через лабиринт» пригласила в творческий мир всемирно известного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Пан Кшиштоф приезжал и в Минск на один из международных фестивалей. Сколько гордости и достоинства было в его осанке! Словно бы сошел он со средневековой гравюры, только пиджачок надел современный. В нашей филармонии пан дирижировал фрагментом собственного сочинения. К своей работе Пендерецкий, написавший много музыки духовной, мистической, даже масштабно–трагедийной (одно из произведений посвящено, например, бомбежке в Хиросиме), относится как к миссии.

Совсем другим предстал композитор Андрей Эшпай в документальном фильме «Мастер». Несмотря на перенесенные тяготы военного времени, на протяжении которого будущий классик потерял многих друзей и родственников, Эшпай остался человеком считающим, что оптимизм — лучшее лекарство. С юности он любил произведения Равеля и прозу писателя Хемингуэя, а первое время на занятия, по воспоминаниям Александры Пахмутовой, приходил в шинели. У композитора — марийские корни. В национальной мелодике он всегда черпал вдохновение. После пришла любовь к джазу и импровизации. Гремучая музыкальная смесь.

Рассказ про Альфреда Шнитке в фильме «Дух дышит, где хочет», показанный в день его памяти, получился немного инфернальным. Вдова композитора Ирина поведала, что уже после ухода Шнитке он являлся к ней в квартиру в Гамбурге в образе черного облака. Добавляли тревожного настроения и сентенции из дневника, прочитанные за кадром.

Шнитке — один из многих, кто в свое время покинул Россию. В какой–то момент решил уехать и знаменитый «солнечный клоун Олег Попов». Вот то, что нужно телезрителю после музыковедческих дебрей!

Интервью–монолог «Свидание с Олегом Поповым» больше походило на вечер анекдота. Столько историй накопилось у клоуна за всю его творческую жизнь. Смерть Иосифа Сталина застала его в цирке Тбилиси. Месяц артиста не выпускали на арену — нужно было соблюдать траур. А когда выпустили, посоветовали «особо не напирать на публику». После были Саратов, Рига, удалось поработать ассистентом у знаменитого на всю Москву клоуна Карандаша. Где будешь работать — решал «Союзгосцирк». Для этого отслеживались успехи артистов, директора присылали в организацию свои письменные отзывы, пожелания.

Олег Константинович считает, что хорошего артиста зрители должны узнавать... по тени: «Вот Чаплина, например, можно узнать по тени? Запросто!»

Клоун уже много лет живет в Германии. В свои 85 по–прежнему легкий, остроумный и подвижный. Ненаписанную книгу мемуаров Попов хотел бы назвать «Жизнь в красных носках». Именно в таких он выступал на арене цирка. И носки стали для него счастливым талисманом.

Таким же легким в общении человеком, лишенным фанаберии, актриса Светлана Крючкова считала своего партнера по БДТ Владислава Стржельчика. Документальный фильм «Владислав Стржельчик. Его звали Стриж» напомнил о тех, кто создавал славу БДТ времен Товстоногова.

Стржельчика называли «последним барином русского театра». Он знал, как носить цилиндр, перчатки, правильно обращаться с тростью. По мнению Сергея Юрского, впервые Владислав раскрылся в спектаклях по Чехову и Хемингуэю, а кино лишь эксплуатировало его плутовское обаяние.

Дух авантюризма в 60–е годы витал и в знаменитой театральной студии «Наш дом» при театре–студии МГУ. Не зря в начале 70–х годов ее закрыли. Здесь когда–то начинал позабытый ныне драматург Виктор Славкин, автор пьес «Взрослая дочь молодого человека», «Серсо». Телеканал «Культура» вспомнил писателя в цикле программ «Эпизоды», а также показал лирический телеспектакль «Картина». Славкин всегда выступал за многоцветие жизни, воспевал творческое начало в человеке. Жаль, что на смену таким авторам сегодня пришли оголтелые мизантропы.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 149 (24779). Пятница, 7 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter