Жизнь «вторым сортом»? Нет!

О жизни пожилых людей

О старушках на скамеечке уже даже анекдотов не сочиняют — неинтересно. Потому что все вроде так и должно быть: пенсия, заботы исключительно о детях–внуках, донашивание гардеробчика «прощай, молодость» и скамейка перед городским подъездом или лавочка у деревенского забора, как социальная и общественная трибуна. А что им еще надо? — недоуменно замечают дети–внуки на рассуждения о том, что вышедшие на пенсию родители — тоже люди. И в самом деле: что?


Вот взять, казалось бы, внешне искреннюю и доброжелательную манеру молодых обращаться к незнакомым пожилым людям: «бабушка», «дедушка». Я бы сказала, на самом деле это не что иное, как пример бестактности и невоспитанности. К той же категории отнесла бы и немотивированное использование в различных публикациях слов «старик», «старушка». Понимаю: у нас до сих пор не сложилась толковая, приемлемая система обращения друг к другу. Но дело не столько в нехватке терминов, хотя их дефицит налицо, сколько в отношении общества к своим старшим поколениям.


«Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» — много десятилетий общество гордо цитировало культовые слова из известной советской песни. И в них ведь зашифровано практически все. Почет, сложившийся у нас, нередко сродни кладбищенскому. Далее — о дороге. Означает сие: не вмешивайтесь, мы, молодые, без вас разберемся — вы отстали, отжили, прочь с дороги. Ну и, безусловно, пресловутые «старики» тут как тут. Замечали ли вы, что в последнее время в кафе и ресторанах у нас сидят на 99 процентов люди молодые и очень молодые. Даже тех, кому под сорок, совсем немного. Ну а если брать старше, то число вовсе стремится к абсолютному нулю. Интересно, неужели всем так по душе коротать вечера дома у телевизора или хронически бесплодные грядки бесконечно на даче окучивать?


Однажды на отдыхе наблюдала, как по утрам за завтраком встречались французские пенсионеры — по нашим представлениям люди престарелые, то есть им было лет по 80 и более того. У всех дам (именно дам) имелись прически, пусть седые, но очень элегантные, маникюр, на шее — украшения, на руках кольца и браслеты, а у некоторых даже на щиколотках ног — тоненькие цепочки, как у девочек–подростков. Появление каждого нового члена компании всегда сопровождалось радостными шумными возгласами, смехом, поцелуями. Да, они не были молоды, но не чувствовали комплексов по этому поводу. А наши–то — закомплексованные сверху донизу! Какие браслетики на ноге?! Какие кафе?!


Пожилых людей нередко просто вынуждают быть несчастными и убогими. Разве такая уж редкость пациенту после 50 услышать в поликлинике от врача в ответ на жалобу: ну что же вы хотите — возраст. Возраст, конечно, вещь серьезная, однако, как показывает мировая практика, для здоровья при хорошем, добросовестном медицинском обслуживании не столь уж катастрофичная. И наши пенсионеры могут быть совсем другими, в чем я имела счастливую возможность убедиться на примере моих новых знакомых, о которых не так давно рассказывала в «СБ». В эту замечательную, теплую компанию, где каждый носит благородное звание «Праведник народов мира», входят в основном женщины, мужчин их возраста осталось мало, что тоже печальная примета социального несовершенства. Большинству дам уже далеко за... Но они никакие не «бабушки–старушки» и законно оскорбляются, когда их так называют. Раз в месяц собираются у кого–то дома вместе — оживленные, принаряженные, чуть кокетливые. Выпьют по бокальчику вина, поговорят о жизни — о своей жизни, а не становятся лишь ретрансляторами судьбоносных перипетий детей и внуков. У них есть собственная жизнь — вот он, по–моему, главный секрет молодости. То, в чем так упорно отказывает людям в возрасте наше общество. Как же несправедливо делать их, недавних авторитетных работников и специалистов, никем, вынуждать ничего не хотеть, а лишь доживать. Необходимо изменить нашу общую ментальность. Пенсионеру в жизни надо столько же, сколько и всем другим: и отдохнуть в хорошем санатории или на море, и костюм купить приличный, и новый кожаный диван, и автомобиль. Иначе надо быть готовым к тому, что однажды уже на тебе поставят клеймо: второй сорт...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter