К 110-летию актера Николая Парфенова

Жизнь простого человека

Таких актеров называют королями эпизода. Они не кичатся громкой славой, ведь, как правило, им не выпадает главных ролей. Их и по фамилии-то запоминает не всякий, при этом четко узнавая в лицо: «Да это же тот самый артист, который…» Именно таким был Николай Парфенов, 110‑летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Не звездный, но известный — Парфенов всю жизнь играл простых и честных советских тружеников. Снимали его много и охотно. Парфеновские герои всегда вызывали у зрителя симпатию. Память о себе артист оставил самую добрую, теплую, с тихой ноткой грусти.

Крестьянский сын

В судьбе Николая Парфенова, как и в судьбах тысяч других простых советских граждан, отразилась эпоха. Родился он в 1912 году на Владимирщине, в селе Сергиевы-Горки, в большой семье, в которой было шестеро детей. Отец будущего артиста сумел из простых крестьян выбиться в люди — стать помощником капитана речного парохода, который ходил по Волге. Мать смотрела за детьми и вела домашнее хозяйство, что в деревне означает заботы от восхода до заката.


После революции отца семейства назначили директором льномяльного завода, но внезапно он скончался. Мать осталась одна, с шестью детьми на руках. Николаю было тогда всего семь лет. Старшие братья целыми днями работали кто в поле, кто в огороде, заготавливали корм для скотины, дрова. Жили дружно, поддерживая и утешая друг друга и мать, даже старик дед помогал как мог по хозяйству. Благодаря неустанному труду и крепким семейным узам те, кто должен был бы погибать в нищете, смогли встать на ноги и поднять крепкое хозяйство. 

И жить бы Парфеновым — не тужить, но всегда найдется лодырь и бездельник, который позавидует трудягам: мол, слишком хорошо живет вдова с детьми, надо у этих богатеев все отнять да поделить «по справедливости». И в 1930‑е семью Парфеновых по доносу односельчан раскулачили.
Мать, чтобы отвести беду от детей, добровольно поехала на торфоразработки, а детей отправила к родне и в столицу. Николай Парфенов устроился работать арматурщиком на московский завод «Серп и молот», но уже тогда твердо решил стать артистом. Он поступил в студию при театре имени Моссовета (к слову, его однокурсником был легендарный Владимир Зельдин), на вступительных экзаменаторы дали ему оценку «простоватый и неотесанный», но все же приняли.

Жизнь — театр

Театр имени Моссовета стал для Парфенова не только школой, но и первой сценой — единственной и на всю жизнь. Играл он на ней 55 лет. Вместе с ним трудились такие корифеи, как Любовь Орлова и Вера Марецкая, Фаина Раневская, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт… Не сразу, но и Парфенов заработал в театре репутацию ничуть не менее серьезную. Первой его большой ролью был Митрофанушка в «Недоросле». А вот киносъемки начались только в военные годы, когда театр был в эвакуации в Казахстане. Как и многие артисты, Парфенов выезжал с выступлениями на фронт и по госпиталям, однажды спектакль шел даже в освобожденном от немцев лагере для советских военнопленных.

Ни на театральной сцене, ни в кино Парфенов сроду не играл героев-любовников, романтичных страдальцев или злодеев. Внешность была неподходящая: не роковой красавец, а обычный симпатичный сельский паренек, и характер под стать. Жизнь артиста в кино началась с роли председателя колхоза в фильме «Родной край», снятом в 1944‑м. Эта роль и предсказала его дальнейшую кинематографическую судьбу: образом Парфенова стал руководитель среднего звена, мелкий чиновник — заведующий, счетовод, управдом, общественник… Словом, совершенно обычная, не героическая личность, но все же симпатичная и стремящаяся творить добро.


Маленькие скромные рольки, но в них Парфенов всегда запоминался зрителю. Если взглянуть на его фильмографию, увидим там такие картины, как «Берегись автомобиля», «Братья Карамазовы», «Семь стариков и одна девушка», «Служили два товарища», «Дайте жалобную книгу», «Ко мне, Мухтар!», «Афоня», «По семейным обстоятельствам» и «Ни слова о футболе» — множество популярных кинолент 1960 — 1980‑х. Парфенова любили режиссеры, он был чуть ли не самым снимаемым советским артистом: в общей сложности на его счету около 130 ролей в кино. Кроме того, он был настоящей звездой сатирического киножурнала «Фитиль»: снимался в нем раз в год, а когда и два-три, а то и четыре раза до самого начала 1990‑х, всего поучаствовал в 45 выпусках. Много выступал на эстраде — пару тысяч выходов, по его собственным подсчетам.

Запоминающиеся черты своих персонажей актер любил высматривать на рынке в Черемушках, который находился недалеко от дома. За 30 лет регулярных прогулок по торговым рядам стал местной достопримечательностью — его знали в лицо и торговцы, и покупатели. Здоровались, жали руку: народ его любил.

Лихие девяностые

В 1992 году актеру было 80 лет, но он согласился сняться в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Последняя комедия Леонида Гайдая, последняя яркая роль Николая Парфенова — несгибаемый служака полковник Петренко. Так актер поставил точку в своей карьере. И, увы, «рынок» — не тот любимый Черемушкинский, а тот, что наступил в России после распада СССР, проехался по нему безжалостным катком. Сбережения артиста в одночасье обесценились, и тот, кто рассчитывал на спокойную старость, обеспеченную годами честного труда, оказался на обочине жизни в полной нищете, с копеечной пенсией, вместе с миллионами таких же простых тружеников, фактически ограбленных «реформаторами».

От первого брака с актрисой Ольгой Васильевой у него осталась дочь, а со второй женой Ларисой Алексеевной общих детей не было, но ее сына и дочку он любил как родных. С женой прожили 47 лет, под конец она перенесла инсульт и была обездвижена. Парфенов заботился о ней, но скоро овдовел, оставшись в одиночестве. Поддерживали его дочь и сестра Антонина, однако время было тяжелым для всех. Внуки супруги — не родные Парфенову — не постеснялись обобрать старика: вынесли из квартиры все вещи, телевизор и мебель, оставив пожилому актеру только старенький диван. В театре имени Моссовета после увольнения об актере и не вспоминали, помощи не было ни от кого. Под конец жизни Парфенов мечтал только об одном — переехать в специализированный пансионат для престарелых при Доме актера. Но туда принимали только тех, кто мог отдать жилье государству, а покойная жена, как выяснилось, тайком прописала в квартире Парфенова свою внучку. Расчетливая девушка и не подумала отказываться от дарового жилья, справедливо полагая, что ждать наследства осталось недолго.

Николая Парфенова не стало в 1999‑м, на Рождество. Похороны организовывала сестра Антонина, целый год хранила урну с прахом у себя дома — надеялась, что хоть кто-то из коллег-актеров зайдет попрощаться. Не дождалась. Прах Николая Парфенова упокоился на кладбище в подмосковных Химках: некому было позаботиться о том, чтобы известный артист был похоронен на престижном Ваганьковском или Новодевичьем. 
Сейчас на Химкинском кладбище общее семейное надгробие со скромным списком имен, где просто значится «Николай Иванович Парфенов» — без указания звания и регалий. Как в жизни артист не отделял себя от судьбы простого народа, так и остался с ним навсегда.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter