Жизнь после триумфа

Для любого творческого человека необходимо ощущение триумфа. Хотя бы однажды. Это как горячий воздух, поддуваемый в воздушный шар.
Для любого творческого человека необходимо ощущение триумфа. Хотя бы однажды. Это как горячий воздух, поддуваемый в воздушный шар. Тогда - полет, свобода, горение... Но триумф скоротечен. Он - стихия непредсказуемая, материя летучая, вернее, быстротечная, остро чувствующая фальшь. Единственный манок, на который он клюет постоянно, - это талант. А потому триумф - это удел немногих.

Триумф молодых - вещь вдвойне сложная. Если молодость еще можно простить, как недостаток, быстро проходящий, то успех - уже сложнее. За спиной триумфатора сразу раздастся мудрый шепоток: "Ничего, посмотрим, что будет дальше". А дальше, как правило, титаническое преодоление рутинного драйва повседневности, неустанная самодисциплина и контроль. Иногда - визы в паспорте, и, следовательно, - построение карьеры в условиях культурного плюрализма. Потому что жизнь после триумфа - это путь к новому триумфу. По крайней мере, для большинства наших героев.



Трудоголик Андрей Поночевный

Свою первую премию Андрей Поночевный получил в 10 лет на конкурсе музыкальных лицеев в Риге. После были: 1996 год - победа на творческом соревновании в Кельне, 1998-й - первая премия на конкурсе пианистов имени Уильяма Кейпелла (Вашингтон). И третья премия на конкурсе имени Чайковского в Москве в 2002 году. После этой сенсационной победы - выступления с симфоническими оркестрами США, Испании, Чехии, Швейцарии... О дне сегодняшнем своего ученика нам рассказал его педагог профессор Юрий Николаевич Гильдюк.

- Как вы сказали? Жизнь после триумфа? Интересно... Спешу всем сообщить, что триумф Поночевного продолжается.

- Юрий Николаевич, пример Поночевного типичен для белорусского музыканта?

- Нет, он не типичен. Кроме таланта, у Андрея есть еще дикая работоспособность и упорство. У него своя установка - если уж играть, то только хорошо. Жаль, что не все молодые музыканты придерживаются этого мнения.

- А как бы вы охарактеризовали современный музыкальный процесс, в условиях которого должны расти молодые дарования?

- Сегодня происходит утрата школы и музыкальных основ. Настоящий фундамент музыкальной культуры в любом случае должен быть классическим. А на сегодняшний день перевешивает самодеятельность. Забыли о том, что все те, кто сделал славу белорусской эстраде, имели консерваторское образование. Прежде чем состояться на эстраде, было важно получить классическое образование.

- Вам близка позиция Валентина Елизарьева, который считает, что современный музыкант волен сам выбирать страну, репертуар, театр, где ему комфортно работать?

- Да, я придерживаюсь такой точки зрения. Все-таки все белорусские музыканты, выступающие за рубежом, работают прежде всего на престиж Беларуси.

- И чем же сейчас занимается ваш ученик?

- Андрей находится на стажировке в университете Техаса, в центре Вана Клиберна. Он совершенствует свое исполнительское мастерство. Получил там стипендию. Это, несомненно, повысит его творческий рейтинг.

- Юрий Николаевич, сегодня творец пост
авлен в такие условия, что для того, чтобы выживать, он должен быть всеяден и идти на компромиссы...

- Да, это так. Но Поночевный ни на какие компромиссы не идет. Он четко определился, что будет заниматься только музыкой, только одним любимым делом.



"Человек-пластилин" Александр Бубер

Саша Бубер в училище был самым маленьким в классе. Недостаток роста, по его словам, приходилось компенсировать высокой техникой исполнения хореографических упражнений. Для этого требовалось потеть на репетициях в два раза больше, чем остальным. В результате теперь, какой бы красавец ни танцевал рядом, все внимание публики неизменно перетягивает на себя харизматичный Бубер. В 2003 году Бубер на пару с Игорем Артамоновым стал лауреатом престижной премии "Филип Морис дебют", и его имя узнала вся страна. Изменилось ли что-либо после этой премии? По большому счету, она официально подтвердила статус Бубера как одного из самых ярких молодых артистов балета. Уже до нее была проделана колоссальная работа: придя в театр в 2001 году, всего за один сезон Бубер стал солистом, подготовив ведущие и сольные партии в балетах "Чиполлино", "Лебединое озеро", "Сотворение мира" и других.

После полученной премии у Бубера началась еще более активная творческая жизнь. Вместе с театром он гастролирует во Франции, Китае и на Кипре на фестивале "Величайшие балеты мира". А первой его поездкой этого сезона станут гастроли театра в Южной Корее в декабре.

Валентин Елизарьев называет его одним из самых талантливых артистов, пополнивших труппу Национального академического театра балета. Коллеги - артистом мирового уровня. Бубер гордо шествует в авангарде того поколения, которое худрук с гордостью называет совершенно новым поколением артистов.

У него чудная жена - Миике Ватанабе. Тоже танцовщица. Они часто танцуют вместе. Например, в "Жизели". "Александр и Миике старательно и азартно исполняют свои партии, стремясь не потерять импульсы актерского вдохновения", - восторженно пишут об этой паре музыкальные критики.

Порой интересен не только творец, но и его муза. Тем более такая, как Миике - выпускница Московского хореографического училища, приехавшая работать в Минск. Миике оказалась девушкой скромной и немногословной. Зачем что-то говорить? Нужно доказывать, чего ты стоишь, на сцене, считает она. "Миике, а как складывается творческая судьба вашего мужа?" - спросил я. "Мне кажется, не совсем удобно говорить о нем за его спиной, - ответила она. - Но у него все хорошо. В его репертуаре "Ромео и Джульетта", "Чиполлино", "Лебединое озеро", "Сотворение мира" и другие спектакли. Мы довольны работой в Минске".



Игорь Красавин - принц на стройплощадке

Не всегда единичный триумф является залогом удачной творческой судьбы. Пожалуй, одной из самых непредсказуемых творческих сфер является область царствования девятой музы - кино, применительно к которому чаще всего используют определение "лотерея". Ведь актер - творец своей судьбы лишь отчасти. Он зависим и от режиссера, и от обстоятельств. Даже рассказывая о своих успехах, актеры то и дело говорят о том, как важно вовремя попасть в струю, оказаться в нужном месте в нужное время. А сколько примеров молодых актеров, блеснувших однажды, судьбы которых в кино не сложились и закончились трагически в полном одиночестве, отчуждении и забытьи.

У нашего последнего героя все не так драматично. Просто в один прекрасный момент он сделал свой выбор.

Роль принца Патрика в фильме Леонида Нечаева "Не покидай" мгновенно сделала Игоря Красавина популярным. На момент съемок фильма он учился в 10-м классе. У него уже был 1-й взрослый разряд по плаванию. Режиссер Леонид Нечаев увидел Игоря в Минском метро и предложил сниматься. Его герой Патрик, пожалуй, самый романтичный герой этой ироничной музыкальной сказки о короле, принцессе и бродячих актерах. Воспитанник королевы, которую играла Лидия Федосеева-Шукшина, он живет в комнате под крышей королевского дворца, сочиняет стихи, испытывает трогательное чувство к язвительной и избалованной принцессе.

Это был 1989 год. После премьеры фильма Игорю поступало очень много предложений от других режиссеров, но родители были против участия сына в кинопроектах. В 1994 году Игорь окончил факультет гидротехнического и дорожного строительства Белорусской политехнической академии по специальности "Мосты и тоннели".

В официальном рейтинге популярности журнала "Советский экран" в 1990 году Игорь Красавин, никому не известный мальчик из Минска, занимал 5-е место, уступив только Виктору Цою, дебютировавшему на тот момент в фильме "Игла", и "гардемаринам" - Харатьяну, Жигунову и Шевелькову. А позади Красавина по индексу популярности в тот год остались даже такие знаменитости, как Владимир Пресняков-младший, Леонид Ярмольник и Александр Збруев.

Сейчас Красавин живет и работает в Минске. Очень любит свою работу - в строительной сфере. Говорит, что никогда и не собирался становиться актером, и вспоминать о прошлом не любит.

У каждого из нас свой час триумфа, в ожидании которого порой проходит вся жизнь. Единственное, чем может утешиться наше беспокойное сердце, - цену за него мы всегда определяем сами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter