Жизнь по средствам

Выход на единый курс рубля будет проведен в середине сентября

Выход на единый курс белорусского рубля будет проведен в середине сентября 2011 года, напомнил первый заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин. «Этот выход займет определенное время. Временные рамки мы пока не определяем. Я думаю, в течение месяца, максимум полутора выход на единый курс белорусского рубля будет осуществлен», — предположил он.

Не все ясно представляют себе, что такое биржевые торги, но сейчас вся страна ожидает дополнительной сессии на бирже и ее последствий. Они покажут, каков реальный рыночный обменный курс белорусского рубля. Они расставят точки над порой неприятными «і», которые появились в нашей жизни в последние месяцы. После срывов и негативных процессов экономика страны снова должна начать восхождение к финансовой стабильности и нормальному состоянию валютного рынка и денежно-кредитных отношений. Сейчас нет недостатка в желающих объяснить, почему случилось то, что произошло с января по август. Но, думается, оценки факторов, которые осложнили ситуацию в экономике, данные главой государства на совещаниях в конце августа, были исчерпывающими.

Действительно, непростой период перехода к работе в условиях Таможенного союза осложнила эпопея с «последним караваном на восток», то есть с последней возможностью ввоза автомобилей по старым таможенным пошлинам. В частности, в преддверии выравнивания таможенных пошлин на автомобили в Таможенном союзе граждане Беларуси ввезли в страну более 250 тысяч автомобилей, что почти в два раза больше, чем в предыдущие годы. Соответственно, из страны на эти цели было вывезено около 3 млрд. долларов. И, между прочим, далеко не факт, что эти деньги вернутся в ходе продаж автомобилей нашим восточным соседям. Хотя по российским городам ездит все больше машин с белорусскими номерами, за которые новые владельцы не хотели бы платить новые таможенные пошлины и ставить их на учет в России.

Кроме того, примерно 2 млрд. долларов в этом году — тяжелый груз, связанный с ростом цен на энергоносители и другое сырье, поставляемое из России. «Итого свыше 5 млрд. долларов только за один год. И в прошлые годы вы помните постоянный рост цен на энергоносители, а за последнюю пятилетку они увеличились в четыре с половиной раза для нашей страны. Конечно, такой удар не выдержала бы даже уже устоявшаяся экономическая система. Поэтому валюты не хватило, и случилось то, что случилось», — выразил оценку ситуации глава государства. И что же дальше? Меры объявлены, и они не сулят простого и безболезненного решения проблем. Но в том, что тянуть нельзя, что их надо решать, сомнений нет. Потому что иначе неполадки на валютном рынке продолжат негативно влиять на всю остальную экономику.

К примеру, когда смотришь на объявленные Национальным статистическим комитетом данные о росте розничного товарооборота, то абсолютная сумма 51,9 трлн. рублей и 14,9 % прибавки за 7 месяцев вовсе не должны вводить в заблуждение и вызывать оптимизм. Да, хорошо, что нет абсолютного снижения. Но с поправкой на уровень инфляции (больше 41 % за те же январь—июль) эта цифра совсем не радует. А напротив, говорит о стагнации потребительского рынка, что отмечал и Президент, объективно и критично рассматривая ситуацию. При этом есть заметное различие в темпах роста продаж непродовольственных товаров (на 17,6 %), которые стремительно разбирали в ходе весеннего ажиотажа, и пищевых продуктов, которых на долгий срок не напасешься (прирост на 13,2 % к уровню января—июля 2010 года). Между тем именно розничная торговля становится одним из ключевых каналов для связывания избыточной денежной массы, для уменьшения количества рублей в обращении. И она должна быть готова сыграть свою роль в общем раскладе экономических мер по восстановлению равновесия. Параллельно, как объясняют руководители Нацбанка, произойдет «зажатие» инвестиционных процессов, чтобы сдержать тенденцию к инфляции. Словом, жить и строить надо по средствам, а каждый рубль должен быть заработанным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter