Своими главными достижениями к 43 годам Евгений Шевко в профессиональном плане считает председательство в Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников (РАИК), а в личном — семью, в которой подрастает дочь.
Анна, Анастасия и Евгений ШЕВКО.
Несмотря на то что Евгений передвигается с помощью инвалидной коляски, в остальном он живет полноценной и довольно насыщенной жизнью. Много ездит по стране, иногда выбирается за ее пределы. Его машина оборудована электроподъемником и ручным управлением. В столичной социальной квартире, где живет с женой Анной и семилетней дочерью Настей, также все обустроено для комфортного передвижения на коляске. Как он на ней оказался? 25 лет назад, неудачно нырнув в водоем, травмировал позвоночник.
— На тот момент я уже окончил первый курс факультета физики и общетехнических дисциплин Мозырского государственного педагогического университета. Взял академический отпуск. Было несколько лет медицинской реабилитации, после чего восстановился в вузе, доучивался, получил диплом, — спокойно и уже почти без эмоций перечисляет этапы своей жизни собеседник. — Потом начал общаться с колясочниками и по примеру других организовал в Мозыре подразделение Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников. Возглавил ее и начал заниматься общественной деятельностью — помогать инвалидам, организовывать различные спортивные и культурные мероприятия с их участием.
Здесь и повстречал свою будущую супругу Анну, которая только-только начала морально восстанавливаться после полученной травмы: в 15 лет она выпала из окна. Пинг-понг, двоеборье, дартс, настольный теннис, мини-марафоны. Спорт помог ей снова почувствовать вкус жизни. А также люди, такие же, как и она, — на коляске, и, конечно, обретение личного женского счастья. Сейчас помимо общественной деятельности Анна руководит фирмой, которая продает различные товары для физически ослабленных лиц.
Спрашиваю у Евгения: как обстоят дела с работой у других членов РАИК? Между прочим, их свыше 1700 человек:
— Тенденция последних лет — работающих инвалидов-колясочников стало больше. Во-первых, появилось больше возможностей устроиться на работу, в том числе трудиться удаленно. У нас многие работают из дома операторами, программистами, обслуживают сайты. Вторая причина больше психологическая. Инвалиды-колясочники — это определенное сообщество, они много общаются друг с другом. И если один звонит другому, а тот говорит: «Извини, я занят, тружусь», — то первый задумывается: может, и мне устроиться на работу?
Как правило, наниматели сами обращаются в ассоциацию инвалидов-колясочников и предлагают вакансии.
— У нас есть внутренние чаты колясочников, в которых мы размещаем информацию о поступающих вакансиях и условиях труда. Те, кого они заинтересуют, таким образом и трудоустраиваются, — продолжает собеседник.
У самого Евгения бывают дни, расписанные по часам. Летом он работает почти без выходных.
— Стараюсь посещать все мероприятия, которые организуют наши структурные подразделения — у нас их 21 в разных городах. Стремимся, чтобы эти акции не пересекались, согласовываем даты и время. Много времени уходит на их подготовку, финансовое обеспечение и многое другое. А вообще, мы учим молодых колясочников — не по возрасту, а по стажу в средстве передвижения — жизни в коляске. Учим базовым знаниям: как, допустим, надеть носки, не сломав ногу, как пересаживаться, правильно преодолевать барьеры. Сборы длятся десять дней, каждый год проводим их летом. Набираем людей со всей Беларуси.
Главная миссия организации, признается Евгений Шевко, «выдернуть» людей из дома:
— Чтобы они пришли, попробовали себя в том или ином виде спорта. А уже после нас другие организации, включая государственные, могут готовить из них профессионалов в паралимпийском спорте. Наша задача — найти людей, показать им возможности и вдохновить.
statkevich@sb.by
Председатель РАИК: работающих инвалидов-колясочников стало больше
Жизнь, наполненная смыслом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Алексей МАТЮШ