Петришенко — о том, как государство поддерживает людей с ограниченными возможностями

Жизнь без барьеров

В Беларуси сегодня отмечается День инвалидов. Он призван привлечь внимание к проблемам этой категории населения, защите их прав и обеспечению хороших условий для жизнедеятельности. Как государство поддерживает людей с ограниченными возможностями, что делает для того, чтобы максимально вовлечь их в жизнь общества, какие условия создает для их самореализации, как выстраивает работу по обеспечению людей с инвалидностью необходимыми средствами реабилитации — об этом рассказал в интервью БЕЛТА заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко.


— Игорь Викторович, как вы оцениваете динамику решения проблем этой категории граждан?

— На протяжении последних лет доля людей с инвалидностью в общей численности населения Беларуси составляет около шести процентов. В стране сформирована и действует многоуровневая система реальной поддержки инвалидов, их полноценного вовлечения во все сферы жизнедеятельности. Это меры, направленные на особую защиту их прав и законных интересов, включая гарантии занятости, пенсионного обеспечения, материальной поддержки, доступности медицинской помощи и образования, реализации творческого потенциала и другие.

Немаловажная роль в этой работе отводится и самим общественным объединениям инвалидов, которые выступают полноправными партнерами государства в решении этих вопросов.

Правительство в тесном взаимодействии с многочисленными органами и организациями ведет постоянную системную работу в рамках утвержденных программных мероприятий, выполнения национального плана действий по реализации в Беларуси положений Конвенции о правах инвалидов на 2017—2025 годы.

Устойчивая положительная динамика в решении этих вопросов, безусловно, есть. Подтверждение тому — все шире входящее в наш повседневный обиход и общественное сознание понятие инклюзии, то есть создания условий для реального вовлечения людей, имеющих особенности развития, в нормальный ритм жизни с учетом их индивидуальных потребностей.

— Ключевая роль в социализации инвалидов отводится обеспечению их современными средствами реабилитации. Расскажите, как выстроена эта работа.

— Мы ставим перед собой задачу создать условия для того, чтобы люди с инвалидностью были максимально независимыми во всех процессах жизнедеятельности, сохраняли достаточную индивидуальную мобильность. Ежегодно примерно 250 тысяч наших граждан обеспечиваются средствами реабилитации. Из бюджета на эти цели затрачивается более 50 миллионов рублей.

Единственный крупный производитель и поставщик технических средств социальной реабилитации в стране — республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», которое находится в системе Министерства труда и социальной защиты. Кстати, именно специалисты этого центра оперативно оказали качественную помощь ребенку-инвалиду, находящемуся в лагере беженцев на приграничной территории.

Ежегодно предприятие выпускает около 140 тысяч технических средств социальной реабилитации, в том числе более 30 тысяч пар ортопедической обуви, около семи тысяч протезов молочной железы, 7,5 тысячи кресел-колясок, 16 тысяч изделий лечебного протезирования, почти 60 тысяч различных индивидуальных средств реабилитации.

В целом производство развивается, постоянно расширяется ассортимент выпускаемой продукции, осваиваются и внедряются новые технологии.

— Как интегрированы в образовательный процесс дети с особенностями психофизического развития, в том числе дети-инвалиды? Что нового в подходах к обучению таких детей появилось в последнее время?

— Возможность получения образования обеспечена всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Количество детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в 2021/22 учебном году составляет 176 тысяч, из них почти 15 тысяч детей-инвалидов.

Для обеспечения доступности и качества образовательного процесса создаются специальные условия — адаптивная образовательная среда с использованием технических средств социальной реабилитации, специально разработанных методик обучения, учебных планов, программ и пособий. Практически все дети с ОПФР получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь.

Образовательный процесс для таких детей организован в 238 учреждениях специального образования, а также дошкольного и общего среднего образования в условиях интеграции, в которых действует более 3,5 тысячи специальных групп и 5,2 тысячи классов.

Мы целенаправленно идем по пути развития и совершенствования интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, их включения в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную, творческую деятельность. В настоящее время более 70 процентов детей с ОПФР, нуждающихся в специальном образовании, обучаются в условиях интеграции.

— На протяжении последних лет наши паралимпийцы стабильно демонстрируют высокие результаты на крупных международных соревнованиях. Что выступает здесь залогом успеха?

— В Беларуси действительно созданы хорошие условия для занятий спортом инвалидов. Люди с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и зрения активно занимаются различными видами спорта и показывают высокие результаты на Паралимпийских и Дефлимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Эффективно функционирует Республиканский центр олимпийской подготовки по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта в Минске, центр олимпийского резерва работает в Гомеле. В целом условия для занятий различными видами инваспорта созданы во многих спортивных учреждениях страны. Лучшие спортсмены принимаются на должности спортсменов-инструкторов национальной команды по инваспорту, получают стипендии Президента Беларуси, Президентского спортивного клуба, облисполкомов.

Сейчас идет активная подготовка к участию в XIII зимних Паралимпийских играх, которые пройдут с 4 по 13 марта 2022 года в Пекине. Уже завоевано десять лицензий в лыжных гонках и биатлоне.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter