Перед премьерой Науменко так объясняла свое видение материала: «Конечно, я могла бы взять опытную молодую актрису и взрослого актера, через статику создав противоречивые образы героев и заставив зрителя посмотреть на них со стороны. Но мы решили остановиться на абсолютно молодых актерах. У Быкова главные герои достаточно молоды. Скрываясь от погони, они преодолели около 70 километров по горной местности. Причем в сложных погодных условиях. Это запредельно трудно. Джулия в повести — совсем юная девушка».
Даже в этих словах видна искренняя увлеченность Светланы Науменко общим замыслом. Опыт показывает: без этой увлеченности или даже фанатизма не бывает достойного результата. Нынешняя премьера — редкий случай, когда и автор литературного первоисточника, и режиссер, и актеры сработали в унисон. А еще этот спектакль не только очередная премьера известного коллектива, но и гражданский поступок. О непримиримом поединке добра и зла, вине фашизма, которую невозможно искупить, режиссер Светлана Науменко говорит со всей определенностью. Вообще, к теме войны РТБД обращается регулярно. Достаточно вспомнить пронзительную постановку о проблеме поколений «Дзед» с участием заслуженного артиста Беларуси, тоже большого мастера Валентина Соловьева.
15 июля РТБД премьерным спектаклем «Пачупкі» закроет свой нынешний юбилейный, XXX сезон.В «Альпійскай баладзе» видно, что спектакль ставил режиссер одухотворенный, тонко чувствующий, тяготеющий к поэтическому театру. Сказывается и большой опыт Светланы в профессии. Вспомним, что в Новом драматическом театре Науменко блестяще воплотила пьесу Алексея Дударева «Пес Белого острова», этот же материал поставила и на сцене театра им. Я. Коласа в Витебске. Здесь же подарила маленьким витебским зрителям и их родителям сказку «Золушка». Репертуар Белорусского государственного молодежного театра Науменко обогатила комедией «Богатые невесты» по пьесе классика русской драматургии Александра Николаевича Островского. Тандем с художником Юрием Соломоновым тоже приносит свои плоды. Сценография Соломонова метафорична и небанальна.
Отдельной похвалы, конечно, заслуживают молодые актеры. Исполнительница роли Джулии Юлия Лазовская — еще студентка Белорусской государственной академии искусств. Это подтверждает аргумент в пользу того, что студентов-актеров не стоит слишком долго мариновать в аудитории. Чем раньше их выпустить на большую сцену, тем лучше. Пусть они набьют чуть больше шишек в силу своей неопытности, но опыт работы в большом пространстве даст чувство уверенности в собственных силах, понимание профессии изнутри. Интересен Александр Никоненко в роли Ивана. Он хорошо передает эмоции человека, находящегося в пограничном состоянии. До мурашек пробирает эпизод с Гефтлингом, которого играет опытный многолетний мастер РТБД Сергей Шимко. Объем постановке придает звучащий здесь Голос из Будущего (Игорь Сидорчик) и видеопроекция, подготовленная Еленой Хмелевской и демонстрирующая весь ужас фашистских преступлений. История о милосердии и человеческом достоинстве в нечеловеческих условиях получила новое звучание. Этот спектакль надо смотреть всем.
КСТАТИ
Свою повесть Василь Быков написал на основе реальных событий, опубликованных в одной из газет. На момент съемок настоящая Джулия жила в Риме.
pepel@sb.by
Фото rtbd.by