Bazinato, автор скандальной скульптуры в центре Минска, рассказал о своем видении городского искусства

Живописный голос улиц

Художника Bazinato, или Базиля Стахиевича, в Минске знают многие — общественный активист, автор скандально известной скульптуры в центре города и мурала на улице Октябрьской. Он успел поработать во многих видах искусства: с музыкой, изобразительным искусством, скульптурой и анимацией, а сейчас сосредоточен на работе с саунд-артом. Он рассказал нам о своем видении городского искусства.


Выставка на свалке

Мой собеседник также известен тем, что организовал «Мусорную галерею» в одном из районов Молодечно, где собрал работы современных белорусских художников. А примечательна эта выставка, как вы уже могли догадаться по названию, своим экзотическим местом расположения — на дворовой свалке. И выбор этот был сознательным. Проект должен был показать взаимодействие художников с городским пространством, но результат превзошел ожидания, выставка настолько впечатлила местных жителей, что уже через пару часов после ее открытия на стенах оставались висеть всего несколько картин, остальные растащили «по частным коллекциям».

Ученье  — свет

— Я никогда официально не работал, даже трудовой книжки у меня нет, — признается мой собеседник. — Но при этом у меня постоянная тяга к получению новых знаний. На Западе после школы молодые люди в поисках себя много путешествуют. По этому пути пошел и я. А в институт поступал скорее под давлением семьи.

Как раз в школьные годы Базиля «захватил» перфоманс. В компании увлеченной творческой молодежи, неравнодушной к окружающей действительности, Bazinаto устраивал уличные акции на злобу дня. Например, за одну ночь в городском парке Молодечно, родном городе Базиля, все деревья были обклеены плакатами, на которых звезды эстрады выступали с мотивирующими призывами. Представляю удивление тех, кто в то утро шел через парк на работу.


— Бывало, приезжали в другой город и за ночь уделывали его стикерами, — вспоминает Базиль.

Но все же одна из «выходок» вызывает бурю эмоций у Базиля даже сейчас:

— Мы нарисовали на простом картоне больших сюрреалистичных котов с шестью глазами. Возле этой инсталляции насыпали корм с валерьянкой, и со всех дворов туда стягивались коты. Просуществовал такой кошачий объект искусства всего полдня, но негодования местных жителей было море.

Чудо на десерт

В начале сентября на улице Октябрьской в Минске появилась скульптура: черное существо с ветками и золотой выемкой посередине. В свой проект автор закладывал смысл симбиоза бактерии, растения и человека в «Великом существе», которое учит людей, как ладить с окружающей средой. Вскоре неизвестные оторвали этому «существу» руки и оставили вмятины на его пенопластовом теле. Но Базиль вовсе не расстроился этому проявлению интерактивного искусства.

— Я специально не делал эту скульптуру антивандальной, рассчитывал на включение общества в мое творчество, — неохотно, сотый раз кряду, отвечает на избитый вопрос автор. — Но такого исхода я не предполагал, думал, ее будут трогать и разрисовывать.


Рисунок девять на двенадцать

Под конец беседы у меня с Базилем возник спор по поводу муралов (от англ. mural — фреска, настенная роспись) на домах Минска, которые приходится видеть жителям района ежедневно. Например, в галерее я могу не смотреть на картину, которая мне не нравится, а здесь я вынужден лицезреть видение художника. Базиль парирует, что недовольство больше исходит от консерватизма и зажатости общества, муралы вызывают мощный общественный диалог, а диалог в культуре позитивно сказывается на развитии общества.

В 2014 году на первой Vuliсa Brasil по предложению организаторов Базиль разрисовал уменьшенную копию Музея имени Оскара Нимейера, известного во всем мире бразильского архитектора. В 2017-м Bazinato доверили уже целое здание на улице Октябрьской.

— Мурал рисовал кистью две недели, по четыре часа в день, — Базиль не очень любит рассказывать про технические аспекты своего творчества. — Я нарисовал нетипичную для себя историю. Обдумывая концепцию мурала, создал свою мифологию, ввел героев — зверонавтов. Это существа, которые заботятся о планете и учат людей, как сосуществовать друг с другом. За ними на фоне выжженный лес и закатная желтизна постапокалипсиса.

— То есть это совсем не позитивный рисунок? – недоумеваю я.

— Далеко не позитивный, нужно присмотреться к деталям, — на мурале множество отсылок к тем событиям, которые на момент его создания волновали автора. — Например, изображения бомбардировок и улиток с пушками на панцирях — это отсылки к событиям в Сирии. «Последнюю волшебную страну» придумывали вместе с дочкой. Ей четыре года, мы с ней очень близки. Проводим много времени и творим. Но рисовать она не очень любит, любит сладости, смотреть мультики на планшете, в общем, все как у обычных современных детей.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter