Наши соседи из ЕС парализуют работу трансграничных транспортных коридоров

Жестокий транзит

На западных и северо-западных рубежах нашей страны сложилась чудовищная обстановка. Виной тому — действия соседей. Касается это пропуска транспортных средств и граждан с обеих сторон через границу Польши, Литвы и Латвии. Об этом беседа с политологом Петром Петровским.

Гибридные методы Запада 

— Беларусь за последние годы вложила немалые средства в обустройство пограничных пунктов пропуска в надежде на динамичное движение большегрузного и легкового транспорта. Но теперь наши западные соседи пытаются остановить этот поток. Что за этим стоит?

— Действия властей Польши и стран Балтии заключаются в том, чтобы максимально затормозить трафик на Восток и Запад. На мой взгляд, эта цель ставится не только этими странами, но и их патронами в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, заинтересованными отрезать Евросоюз от российского и белорусского транзита, и наоборот, для того чтобы определенным образом надавливать на лидеров ЕС — Германию и Францию. Кроме этой основной стратегической причины, можно видеть и ряд местных. 

Мы ввели безвизовый режим для трех стран ЕС, граничащих с нами. На мой взгляд, нынешние препоны и ограничения на границе также связаны с попыткой не допустить посещения Беларуси их гражданами. Почему? Да потому, что они кровно не заинтересованы в поддержании и развитии гуманитарных связей. К тому же простые литовцы, поляки, приезжая к нам, могут реально видеть, что у нас происходит. И не особо уже верят западной пропаганде. Кстати, ни страны Балтии, ни Польша не хотят возобновления малого пограничного движения, тормозят работу железнодорожного и автобусного пассажирского движения. 


Но все же главная цель — не допустить транзита. Думаю, это понимают многие в Евросоюзе, прежде всего в Германии и Франции. И только из-за их влияния границы полностью не закрываются. Мы видим в действии гибридные методы — создание искусственных препон и барьеров поляками, литовцами и латышами — по решению их основных патронов.

— Почему нынешняя ситуация вообще стала возможной? 

— Во-первых, можно констатировать утрату коллективным Западом своего доминирования. Во-вторых, идет полное переформатирование системы международных отношений, отказ от однополярного мира. Это безболезненно проходить не может. Но внутри коллективного Запада тоже есть разногласия и определенные противоречия — между Евросоюзом, Великобританией и США. Англосаксы готовы кинуть ЕС в топку для сохранения своего лидерства. Это понимают многие в Париже и Берлине. Но реально повлиять на ситуацию не могут. Сюда же относятся взрывы на «Северном потоке». В этом же контексте и шум вокруг посадки самолета RyanAir, после чего по надуманным поводам просто взяли и отрубили Беларусь от авиасообщения с европейскими и другими странами. Нельзя исключать и дальше провокации со стороны Великобритании и США, для того чтобы полностью закрыть границу. Факты создания искусственных барьеров на границе, очередей и сложностей говорят об этом: эскалация будет нарастать. 

Либеральные ценности — ноль

— Против нас развязана информационная война. Но удар Запад наносит не только по нам, но и по своим гражданам.

— Да, образ Беларуси и России там СМИ пытаются формировать как некоего экзистенционального зла, где нет полутонов, многообразия мнений. Мы видим это в том числе по закрытию в Латвии оппозиционного и либерального российского телеканала «Дождь». Цензура на Западе сильна, все работают по жестким правилам, формируемым по логике: друг, враг, свой, чужой, где Беларусь и Россия для Запада — чужие и зло. Любые механизмы или возможности поставить под вопрос эту пропагандистскую, гебельсовскую линию на Западе пресекаются. 

В связи с этим белорусский безвиз — это гуманитарный канал коммуникаций, который оказывается вне западной пропагандистской системы. 

Для понимания происходящего очень важен и экономический фактор. Против Беларуси введены санкции, бьющие не только по нашей стране, но и задевающие за счет белорусского транзита, малого пограничного движения и туризма Польшу, Латвию и Литву. Мы видим, что минус 2,5 % ВВП в Польше, огромная инфляция в странах Балтии, небывалый рост цен в ЕС. Но там гражданам говорят, что это плата за продвижение демократии на Восток. Однако жители Евросоюза приезжают в нашу страну и видят, что на фоне европейского энергетического кризиса, галопирующей инфляции, роста цен на коммунальные услуги, топливо в Беларуси ничего такого нет. 


Граждане приграничных с нашей страной государств закупаются у нас, проводят шоп-туры. Понятно, что именно на этом фоне западные правительства ввели потолок денег, которые можно брать для поездки в Беларусь, а также лимитировали ввоз товаров из нашей страны в ЕС. Это делается для одной цели: экономического давления на собственных граждан и недопущения постановки под вопрос той генеральной пропагандистской линии, которую выстроил коллективный Запад в отношении Беларуси и России.

У Беларуси — сильный козырь

— Политика безвиза — сильный козырь официального Минска. И эту политику можно было бы расширить и на другие страны Евросоюза. Например, Германию, Францию как ядра сообщества. Для привлечения к посещению нашей страны не только рядовых европейцев, но и некоторых политиков. Пусть приедут и посмотрят, даже с частными визитами, непублично, как и чем здесь живут люди. Но вопрос в следующем: не мы возводим стены между народами. Хотя все помнят, как в 1989-м рухнула Берлинская стена. Теперь это стена наоборот. Я прогнозирую, что в итоге все стены между Западом и Востоком рухнут, а под обломками окажутся все те, кто их строил, — уверен Петр Петровский.


В ТЕМУ

С начала действия безвизового режима для жителей соседних стран Евросоюза в Беларусь проследовали около 354 тысяч иностранцев: 229 501 гражданин Литвы, 24 971 негражданин и 81 309 граждан Латвии, а также 18 086 граждан Польши.

savostenko@sb.by 

Остановка по чужому требованию

Границу лихорадит и не по нашей вине. Соседи по-прежнему не спешат выполнять договоренности о пропуске транспорта. 

Пункт пропуска «Козловичи» — единственный в нашей стране, который специализируется исключительно на торговом обороте. Он оснащен современными средствами технического контроля, подключен к высокоскоростным информационным линиям, обеспечивающим в режиме реального времени обмен данными с другими таможнями ЕАЭС и Евросоюза. А система анализа и управления рисками позволяет принять решение о форме таможенного контроля в отношении груза еще до его прибытия на таможню. Упоминание этих цивилизованных факторов сегодня вызывает у водителей большегрузных автомобилей нервный смех. Еще чуть-чуть — и хвост из большегрузов подойдет к деревне Тельмы-2 Брестского района…

Для общей же пользы обустраивали границу, и вот теперь чинятся такие препятствия! — возмущается брестчанин Александр, который работает на литовскую фирму. 

Мужчина уже несколько дней стоит в очереди к пункту пропуска «Козловичи», но может съездить домой и отдохнуть, у многих такой возможности нет. Другие водители, по сути, живут в очереди...

sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter