Жесть под парусом

Об убогости современного лексикона

Недавно читали с сыном Андерсена. То есть он читал, а я рыдала, слушая его краткий пересказ «Оле–Лукойе»: «Короче, он был писателем–сказочником. И в конце умер...» А как вам такой синопсис «Пастушки и трубочиста»? «Они сбежали откуда–то с подзеркальника в город, но потом вернулись, а китаец упал и сломал шею и потом умер... Ну что, мам, я свободен?» Как в том анекдоте: «Жаль, Алгебра повесилась!»

Фото modondi.com

Я выпучив глаза листаю книгу: «Это ты столько читал и ничего не запомнил?» А потом понимаю, почему все так запущено. Пастушка, подзеркальник, свинец, помолвлены, галерея, темя, гримаса — каждое второе слово для него как иностранное. Их нет в его лексиконе. Трубочист, по его разумению, трубит в трубу, а фарфоровый китаец — человек из Китая. А епископ или обер–унтер–генерал — вообще непонятно кто. Андерсен, может, и не очень прост в понимании. Но, по–моему, и речь нынче у детей очень бедная, и воображение скудное.

Как–то на родительском собрании в детском саду воспитатели жаловались: дети не могут сказать, кем хотят стать. Они не мечтают, не фантазируют, вообще мало говорят. Это раньше про космонавтов или дальнобойщиков рассказывали развернутыми предложениями, красочно и ярко. Сейчас двух слов связать не могут. «Что ваши дети делают, когда приходят домой? — сверлили нас воспитатели взглядом из–под очков. — Смотрят телевизор! Мультики нон–стоп. О чем? Вы с ними обсуждаете?» Родители мялись и смотрели в пол...

На днях сын пришел из школьного лагеря. У них был кинолекторий. Спрашиваю: «Что смотрели?» Он: «Про девочку, не помню как звали, и мужика с палкой». «Что за мужик с палкой? — покоробило меня. — Старик, что ли?» Сын: «Нет!» — «Пастух?» — «Да нет! У него палка с такой загогулиной была!» — «Колдун? — начинаю терять терпение... — Ладно, в чем смысл–то?» — «Девочке подарили сердце, и она его должна была вернуть горе». На этой фразе у меня стал дергаться глаз. Как это — «подарили сердце»? У горы разве сердце есть? Сын ничего не смог пояснить, лишь добавил: «Вспомнил! Моана ее звали!» — и поскорее удрал из кухни. А я полезла в ноутбук. Включила трейлер: почти никаких диалогов, динамичные картинки и куча спецэффектов: «Трах–бах–тибидох–ууааа–уааа». Да, современные мультики завораживают, заставляют смеяться без повода, но при этом очень редко помогают понять суть происходящего вокруг. Можно смотреть, не напрягаясь, не вдумываясь и ничего не вспомнить после просмотра. Ну и соответственно, какой словарный запас они сформируют? «Сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц». Это, кстати, из «Шрека». «Ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» — а это из «Сезона охоты–2». Вот они, сравнительные обороты, фразеологизмы, афоризмы... «Красава и красапета», как выражаются подростки. И чем я хочу увлечь ребенка? Сказками из своего детства? Винни–Пухом? Карлсоном? В глазах сына я превращаюсь в занудливую мамашу.

Наше мировоззрение сузилось до размеров экрана смартфона. Культ невежества «я не знаю и горжусь этим», как вирус, проникает во все уголки жизни. Об этом еще Айзек Азимов писал в 1980 году в своем эссе о США, осуждая общество, которое не стремится к знаниям. Но как же оно актуально сегодня! Сколько сейчас таких Эллочек из романа Ильфа и Петрова, которым для общения достаточно 30 слов, и ими они могут выразить любую мысль! «Как тебе фильм?» — «Прикольно». «Как выходные?» — «Офигительно». «У тебя новый телефон?» — «Крутяк». «Как экзамены?» — «Жесть». Если оглянуться вокруг — много ли вы знаете людей, которые способны прочитать более тысячи слов? Максимум — это яркий заголовок. Статьи в газетах становятся короче, фотографии — больше, заголовки — ярче, шрифт — крупнее, а наша жизнь превращается в ленту новостей. Времена правления инстаграм, который упростил получение информации до скролла картинок и лайфхакера с псевдоинтеллектуальными статьями на 5 минут. Мы даже слова в переписке сокращаем: «прив», «пжлста», «спс», «магаз», «норм», «я тя лю». Страшно много сил можно сэкономить на двух буквах! Буквально горы свернуть хватит.

Конечно, и я в детстве не зачитывала книги до дыр, но тогда, к счастью, не было компьютеров, смартофонов, а мультики были такими, что фразы из них становились крылатыми. А сейчас всего много, а толку мало...

marie.by@mail.ru

Версия для печати
Рамзес Анубисович
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над  начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали  тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат  своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. (Сократ, ок. 380 до  н.э.)

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если  сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо  эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. (Гесиод, ок. 720  до н.э.)

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и  нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое  поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Надпись  на горшке в развалинах Вавилона, ок. 3000 до н.э.)
Александр,53,Бобруйск
Некоторые товарищи,которые дают низкую оценку поднимаемой теме в статье,нам не товарищи. Нынешнее поколение NEХT не только гробит разговорный язык,но гробит и своё здоровье,взасос ,,целуя,, сигарету и это проблема обоих полов. Я призываю редакцию поднять вопрос об этой проблеме,ведь курят школьники на пришкольной территории и близлежащих и соответственно там общаются.
Ольга
Скорее всего, лет через сто человек, который умеет читать, будет считаться великим мудрецом. А вообще время вспять не повернешь. Современные возможности дают реальный и разнообразный выбор. И если присмотреться, то умные становятся умнее, а глупые - глупее, и пропасть между ними увеличивается.  
Рамзес Анубисович
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над  начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали  тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат  своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. (Сократ, ок. 380 до  н.э.)

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если  сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо  эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. (Гесиод, ок. 720  до н.э.)

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и  нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое  поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Надпись  на горшке в развалинах Вавилона, ок. 3000 до н.э.)
АЮВ
Судя по надписям на стенах подъездов, лифтов, заборов и проч. считаю, что даже знание алфавита для нынешней молодежи излишне. Честное слово, стало бы чище. Зачем им знать буквы? Всё одно, ничего не читают, кроме названия пива.
Наталья, 23, Могилев
Не согласна. Время как время. В любые времена были, есть и будут "Эллочки-людоедки" и просто мудрые люди не зависимо от возраста, 5 или 95 лет человеку. "Моана" интересный мультфильм тем, что там не только спец эффекты и динамичные картинки, присутствуют и диалоги и монологи - рассуждения вполне понятны моему шестилетнему племяннику. Он буквально несколькими словами передал смысл мультфильма "Если природу не обижать, то она тоже не будет тебя обижать, если её любить, то и она тебя любит". Как-то так.
Евгения, 33, Минск
Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.(Татьяна Черниговская, советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор.)
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости