Женщина в науке? Непросто, но реально

Часто приходится слышать, что традиционная роль женщины — это семья и дети. Только в этой сфере она якобы и должна реализовывать себя. Совсем другое дело — мужчина. Ему по умолчанию предназначены более высокий социальный статус, руководящие должности и прочие аспекты «состоятельности». И пусть гендерные стереотипы мало-помалу канут в Лету, однако в некоторых сферах (как, например, в науке) они все же имеют место быть. Но означает ли это, что женщины не вовлекаются в научные исследования или им чинятся препятствия? О гендерном равенстве рассуждают молодые ученые Научно-практического центра Национальной академии наук по материаловедению. 

Генеральный директор ГО «НПЦ НАН Беларуси по материаловедению» Валерий Федосюк.

Доля женщин-исследователей в нашей стране хоть и довольно высока, тем не менее незначительный перевес в сторону мужчин пока очевиден. По данным 2019 года, среди общего числа научных сотрудников Национальной академии наук Беларуси женщин было около 47,6 процента, в том числе среди кандидатов наук — свыше 40 процентов, докторов наук — 18 процентов. 

Защитить докторскую — важное, но не основное 

Старший научный сотрудник Татьяна Зубарь.

Лаборатория физики магнитных пленок, в которой работает кандидат наук, старший научный сотрудник Татьяна Зубарь, одна из самых сильных в институте. Здесь исследуются все аспекты магнетизма, которые реализуются в низкоразмерных системах. Коллектив лаборатории примерно на 65 процентов состоит из представительниц прекрасной половины человечества. В большинстве своем это молодые сотрудницы до 35 лет. 

— Еще во время учебы в БНТУ я заметила, что технические специальности, как правило, дело мужское. У меня в группе было всего лишь две девушки, остальные ребята, — рассуждает Татьяна Зубарь. — А мне всегда нравилась эта сфера деятельности. Еще со школы любила физику. К тому же достичь каких-либо высот женщине проще как раз в технической области, а также в областях, связанных с биологией и медициной. Именно в этих областях низкая конкуренция, особенно в Европе. Наверняка вы слышали, что есть такой большой международный научно-исследовательский проект, как «Геном человека», участие в котором принимают исследователи многих стран. Так вот, более 60 процентов ученых, задействованных в исследованиях, это женщины. Потому что там очень много кропотливого труда, требующего внимания и усидчивости.

Если же посмотреть в президиуме Национальной академии галерею с фото академиков и членов-корреспондентов, то там подавляющее большинство мужчины. Ученые в академии если и занимают какую-либо высокую должность, то, как правило, это случается в более зрелом возрасте. Академик в 53 года у нас считается молодым. Такая тенденция тянется с советских времен. Хотя справедливости ради стоит сказать: ситуация уже меняется. Например, главный ученый секретарь академии в настоящее время молодой ученый Андрей Иванец.

Что касается карьеры, то лично мне хотелось бы продвигаться не столько по административной лестнице, сколько реализоваться как ученому. Выбор пути своей карьеры зависит от личных стремлений человека. И вовсе не обязательно занимать высокие должности, чтобы добиться уважения в научном мире. 
Я тоже защитила кандидатскую диссертацию, можно защитить и докторскую, но, по моему убеждению, это сопутствующее, а не основное. Мы в лаборатории физики магнитных пленок создали команду и занимаемся исследованиями, стараемся расти. В идеях нас не ограничивают, мы имеем хорошую почву для научной деятельности. 

Если же рассуждать о совмещении семьи, материнства и работы, то любая женщина, в какой бы сфере она ни трудилась, с уходом в декретный отпуск на какое-то время отстраняется от всего. Конечно же, первостепенного внимания и заботы требует ребенок. Маму ему никто не заменит. И если к этому времени женщина уже занимает какое-то положение на службе, ей будет очень тяжело совмещать работу и дом. Но нет ничего невозможного. И таких примеров масса, в том числе и у нас в академии, когда женщины, даже находясь в декретном отпуске, пишут научные статьи, а то и кандидатские диссертации.

Всегда можно найти компромисс

Старший научный сотрудник Дарья Тишкевич.

Кандидат наук, старший научный сотрудник лаборатории физики магнитных пленок Дарья Тишкевич занимается исследованием материалов для средств защиты от воздействия различного рода излучений. Она уверена, что если человек успешен в науке, он может быть успешен и в семейной жизни. Одно другому абсолютно не мешает. 

— Везде можно найти компромисс. Нельзя отрицать, что научная сфера — это сложная область деятельности, или, как часто говорят, образ жизни. Придя домой, ты не можешь закрыть дверь и обо всем забыть, — рассуждает ученый. — К примеру, у меня появилась какая-то идея и я должна немедленно сесть за компьютер и изучить последние мировые достижения и разработки в этой области. Почему это важно? Возможно, в дальнейшем это послужит толчком для развития нового направления исследований, поэтому время терять нельзя. Но я понимаю, что семья и близкие люди тоже требуют внимания. Нужно приготовить ужин, уделить время себе и домочадцам или даже просто почитать художественную книжку (не наукой же единой жив ученый). И вот здесь все зависит от человека, как он расставит приоритеты, сколько времени готов уделять науке в рабочее и внерабочее время. Кроме того, вторая половинка должна вас понимать, поддерживать и помогать по мере сил и возможностей. Поэтому, если женщина занимается наукой, на мой взгляд, рядом с ней в семье должен быть достаточно сильный мужчина, чтобы не возникали конфликты и недопонимания. Ведь при желании придраться можно к чему угодно. Мне в этом смысле повезло — муж меня во всем поддерживает и гордится женой-ученым, хотя сам к этой сфере не имеет никакого отношения. К слову, гордость и поддержка также чувствуются и со стороны наших родителей.

Не вижу препятствий и в лаборатории, чтобы по половому признаку определяли, доверить тебе какие-то исследования или лучше пусть это сделает мужчина. Наш генеральный директор Валерий Михайлович Федосюк в себе как раз и совместил успешного руководителя и уважаемого ученого, поэтому он всячески поддерживает молодых ученых в институте.
Младший научный сотрудник Ксения Астапович.

Его основной принцип: если можно чем-то помочь, надо помогать, но главное — не мешать развитию. Он всегда выслушает, даст совет или рекомендацию и от души радуется, когда у нас получается. Благодаря ему здесь созданы уникальная система, благоприятный микроклимат, у каждого из нас есть возможность творческой реализации. Никто из молодых ученых (будь то женщина или мужчина) не ущемлен в возможностях. Пожалуйста, работайте, исследуйте и показывайте результат. Все зависит в конечном счете от самого человека, замотивирован ли он этим заниматься. 

Ничего не делаем в стол

— Было время, когда Академия наук у меня ассоциировалась исключительно с названием станции метро. Но на третьем курсе учебы в БНТУ я попала на практику в один из институтов НАН, тогда и поняла, что это такое — сфера науки, чем люди здесь занимаются, — призналась аспирант лаборатории физики магнитных пленок, младший научный сотрудник Ксения Астапович. — Узнала, что есть проекты, исследования, стажировки для молодых ученых. Все это мне было очень интересно. Но пока ты студент и не сталкиваешься со всеми проблемами, все кажется романтичным, а когда столкнулась с реалиями, оказалось, что не всегда так легко и просто воспринимаются твои идеи. Когда два года назад пришла в лабораторию физики магнитных пленок в НПЦ по материаловедению, поняла: это то место, где бы я хотела в дальнейшем работать и развиваться как ученый. Занимаюсь синтезом материалов, которые в будущем будут иметь практическое применение. Здесь так все построено, что ты ничего не делаешь в стол. Представьте себе: из двух растворов электролитов и нашей усердной работы в итоге получается покрытие корпуса устройства, которое затем отправится в космос. Это невероятно! 

В настоящее время я обучаюсь в аспирантуре и работаю над кандидатской диссертацией. Очень люблю дело, которым занимаюсь. Хотя и осознаю, что профессия ученого — это очень сложно, но вместе с тем и очень интересно. Как бы пафосно это ни звучало, но наука есть творчество. Я бы это сравнила, например, с живописью. 

И никакой дискриминации ни по полу, ни по возрасту у нас нет. Что касается баланса профессиональной и семейной жизни, то по моему мнению, были бы желание и стремление к исследованиям, а роли жены и матери вполне с этим совместимы. Может быть, с этим утверждением кто-то сегодня и не согласится, но, на мой взгляд, если в науке не так много женщин, как мужчин, это вовсе не дискриминация по половому признаку, а решение самих женщин отдать приоритет другой сфере жизни.

Мнение: семья и ребенок — это не препятствие в профессиональном росте 

Ведущий научный сотрудник лаборатории магнитных пленок, кандидат физико-математических наук Алексей Труханов:

— В последнее время в мире много говорится о дискриминации, сексизме. Хотел бы отметить, что для нашего института эта тематика не является актуальной. Каждый выполняет свою миссию, то, в чем он более хорош, работает в области своих компетенций. Справедливости ради должен сказать, что девушки, которые работают в нашей лаборатории, более аккуратно проводят эксперименты, нежели, к примеру, я. Более внимательно они относятся к анализу эксперимента. Это присуще большинству женщин — аккуратно выполнять какую-то кропотливую работу, требующую сосредоточенности и повышенного внимания. Мужчины же хороши в развитии стратегических, глобальных направлений, если обсуждать научную часть. И, повторюсь, это ни разу не дискриминация. Есть люди, у которых более развито математическое мышление, а есть с гуманитарным видением. И я не говорю, что одни лучше, а другие хуже. В каких-то моментах женщины справляются гораздо лучше мужчин, в других же наоборот. Сила в гармонии и взаимодополняемости.

Ведущий научный сотрудник Алексей Труханов.

Почему так мало женщин-академиков? Скорее всего, потому, что мужчины в своем стремлении более амбициозны. Это касается не только науки, но и других сфер деятельности. Признаюсь, ни разу среди своих знакомых не сталкивался с прецедентом, когда представительниц прекрасной половины человечества в чем-то ограничивали в науке, запрещали защитить диссертацию или не давали профессионально самореализоваться. Считаю, что девушки в нашей лаборатории имеют хороший потенциал и научный рейтинг.

Помимо профессиональных контактов, статей в престижных зарубежных изданиях, они участвуют в различных проектах — фундаментальных и прикладных исследованиях, вовлечены в контрактные работы, в том числе с международным участием и т.д. По сути, это означает продвижение экспортного потенциала белорусских научных разработок и формирует положительный профиль отечественной науки в мире. И, по моему убеждению, это хороший пример, на что могут равняться молодые ученые, исследователи в нашей стране. 

Что касается совмещения женщиной работы и семьи, то мое твердое убеждение: семья и ребенок — это не препятствие для развития ее научного потенциала. Могу судить об этом хотя бы потому, что моя жена тоже ученый. И есть много других примеров (в белорусской науке в том числе), когда женщины абсолютно не выпадают из обоймы, уходя в декретный отпуск. Многие мои коллеги-девушки, с которыми знаком и работаю, имеют семьи, детей, и в то же время это достаточно успешные и востребованные научные сотрудники, зачастую совмещающие и административные должности.

Самое главное — это внутренняя мотивация, некая амбициозность в постановке задач и готовность приложить усилия для их реализации. Без «мотора» внутри, без желания изменить мир вокруг ничего не получится ни в семье, ни в науке. И это не зависит от пола и возраста. 

УНП 100029036
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter